Уже в ближайшее время в России может появиться очередной налог. Точнее — сбор, который будет прибавляться к цене каждого товара, произведенного на территории страны или ввезенного из-за границы. Министерство природных ресурсов уже разработало законопроект, который вводит обязательные экологические взносы в Государственный бюджетный фонд обращения с отходами.
Поправки в закон об отходах производства и потребления начали разрабатываться еще в 2010 году. В 2011 Государственная Дума приняла их в первом чтении и с тех пор парламентарии ждут правительственных правок ко второму чтению. Именно от правительства, а точнее от Минприроды, ожидают описания механизма работы будущего рынка переработки отходов и ответственности за нарушения его правил.
Президент Владимир Путин поручил внести правки в законопроект еще в декабре 2012 года, однако с тех пор крайние сроки несколько раз переносились. В апреле 2013 года, после совещания по стимулированию переработки отходов, глава государства дал правительству еще год на разработку документа — однако и этот дедлайн был сорван.
Теперь же, как утверждает «Независимая газета», документ Минприроды наконец доработало и готово его вынести на обсуждение правительства, которое, в свою очередь, сможет направить его в парламент.
Согласно оценкам Международной финансовой корпорации (IFC), которые были в 2013 году опубликованы в докладе «Отходы в России: мусор или ценный ресурс?», для того, чтобы довести в России долю переработки бытовых отходов с нынешних 5-7% до 38-40% к 2025 году, потребуется вложить около 44 млрд евро.
Сегодня основной источник финансирования сектора — сбор с граждан за размещение отходов по установленным государством тарифам и сбор непосредственно с компаний за пользование свалками. При этом с граждан деньги собираются по тарифу, исходя из площади жилья (он составляет часть строчки «содержание и ремонт жилплошади) и никак не стимулирует раздельный сбор мусора. В IFC уверены, что сегодня в России не создано никаких экономических стимулов ни для операторов мусора, ни для потребителей их услуг для хоть сколько-нибудь рационального использования отходов.
Сегодня в России единственный тип мусора, который выгодно перерабатывать — это лом цветных и черных металлов. Именно поэтому на помойках сложно найти старые ванны, газовые плиты, чугунные батареи и т. д. А отсутствие сортировки мусора — причем не только в домах, но и на свалках — делает невыгодным даже переработку пластиковых бутылок, в России она обходится в 1,5-2 раза дороже, чем в странах Европейского союза.
На сегодняшний день в России действует только утилизационный сбор на автомобили. Однако эта мера, в свое время, была внедрена только в отношении иностранных авто скорее под давлением лоббистов отечественного автопрома, которые боятся конкуренции с дешевыми зарубежными машинами. О том, что этот утилизационный сбор имеет скорее протекционистский, а не экологический смысл, говорят и цифры: за 2013 год бюджет получил благодаря сбору около 50 млрд рублей, а в согласно бюджету 2014 года на утилизацию автомобилей должно быть выделено только 30 млн рублей, то есть в 1,5 тысячи раз меньше.
С 2014 года Россия ввела утилизационный сбор и на отечественные автомобили — иначе были бы нарушены договоренности, достигнутые при вступлении во Всемирную торговую организацию. В результате, по расчетам Минфина, в бюджет по этой статье будет поступать ежегодно около 200 млрд рублей.
В принципе концепция будущего «мусорного сбора» была согласована уже несколько лет назад. Суть в том, что производители и импортеры должны либо самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от своих товаров, либо уплачивать в особый фонд утилизационный сбор, который затем будет перераспределяться между регионами для стимулирования переработки мусора. Таким образом сохраняется возможность и для развития частного бизнеса, и для организации всего процесса за государственные деньги.
Изначально предполагалось, что фонд будет внебюдженым — как Пенсионный фонд или Фонд обязательного медицинского страхования. Однако Минфин настоял на том, что деньги должны поступать в бюджет и, таким образом, по сути новый сбор будет мало отличаться от остальных налогов.
В результате вся продукция на территории России, которая после употребления должна быть утилизирована, или которая имеет упаковку, несколько подорожает. По расчетам экспертов, которых опросила «Независимая газета», увеличение цен будет незначительным — от 0,5 до 3%.
В стоимости некоторой продукции может появиться залоговая цена за упаковку, например за пластиковую бутылку. В некоторых странах Евросоюза покупатель может получить до 20 евроцентов, вернув пустую пластиковую бутылку в магазин — благодаря этому удается собрать и переработать огромный объем пластика.
Кроме введения сбора с производителей мусора, Минприроды планирует организовать платный сбор разнообразных отходов. Пункты сбора мусора смогут организовывать как частные компании, так и государство. Производители, благодаря этому, будут освобождаться от уплаты взноса. А региональные и муниципальные власти смогут организовать сбор мусора за счет денег, которые были собраны в бюджет с не столь ответственных производителей и импортеров. Если власти не захотят сами создавать инфраструктуру, они смогут нанять управляющую компанию и переложить на нее всю ответственность.
Опыт управления государством утилизационным сбором от автомобилей заставляет экспертов считать, что только частные компании смогут наладить эффективную работу сбора мусора — в государственном бюджете эти деньги могут просто раствориться. С этим, возможно, согласен и президент, который, как известно, озабочен сохранением экологии. На прошлогоднем совещании Владимир Путин заявил, что переработка отходов — «сложный, но очень перспективный вид предпринимательской деятельности». Он заверил, что государство «создаст условия для того, чтобы в эту сферу пришли инвесторы, компании, представляющие малый и средний бизнес».