будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Расползание бюджетной кляксы

Расползание бюджетной кляксы
gric_big

Так уж получилось, что состояние федерального бюджета США является для экономики России делом не намного менее важным, чем состояние собственно российского бюджета. Подобная экономическая аномалия происходит от того, что значительная часть доходов российского бюджета получается от обложении товаров, поступающих на экспорт (нефть и газ), от обложения импортных товаров, а так же от обложения доходов корпораций, большую часть своей выручки и прибыли получающих от реализации своих товаров на внешних рынках. Поэтому, чем лучше будет конъюнктура этих рынков, то есть чем будут выше цены на товары российского экспорта, тем будут больше доходы российского бюджета. Ну, а цены мировых рынков во многом управляются искусственно, в особенности цены на базисные энергоносители. И одним из элементов этого искусственного управления является политика американской администрации в области государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Чем выше расходы бюджета, тем больше спрос, который предъявляют получатели бюджетных средств на товары и услуги, в том числе и на энергоносители, тем выше и их цены.

Правда, администрация США, если она этого сильно захочет, может снизить влияние роста государственных расходов на цены путем, во-первых, роста налоговых доходов, а во-вторых, – расширением эмиссии и продажи государственных облигаций. Рост налоговых поступлений и выручки от продажи государственных обязательств могут снизить бюджетный дефицит или даже довести его до нуля. Но это возможно, если сильно захотеть, а вот если такого желания нет, то расходы и дефицит бюджета будут расползаться, как клякса на промокашке.

Именно это и происходит на наших глазах, когда финансовая администрация США, решая внутренние проблемы американской политики и экономики, изо всех сил увеличивает государственные расходы, одновременно снижая ставки налогов и налогооблагаемую базу. При этом надо отметить, что администраций, равных по размаху деятельности администрации Дж. Буша-мл., в ближайшей американской истории найти просто невозможно. То есть, конечно, и государственные расходы, и дефицит бюджета, и государственный долг увеличивались и раньше, но вот чтобы такими темпами и при одновременном снижении налоговых поступлений – такое наблюдается впервые. Ближайшее к нам по времени падение бюджетных доходов в США было 25 лет назад, в 1982 году, при Рейгане, но и это падение имело место только один год. Если в 1982 году доходы американского бюджета упали на $17 млрд., с $617 до $600 млрд., то уже в следующем, 1983 году, они выросли до $666 млрд., и продолжали непрерывно расти вплоть до 2001 года. И вот, как раз начиная с 2001 года, доходы федерального бюджета США начали снижаться, что и происходило три года подряд:

Доходы федерального бюджета США за 2000-2006 годы

(млрд. долл.)

2000 год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
2 025,5
1 991,4
1 853,4
1 782,5
1 880,3
2 153,9
2 285,5

2006 - предварительные данные. Источник: Statistical Abstract of United States.

Но расходы американского бюджета в то же время продолжали регулярно нарастать, а это привело к резкому росту дефицита бюджета.

Расходы и дефицит федерального бюджета США за 2000-2006 годы

(млрд. долл.)

 
2000 год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
Расходы
1789,2
1863,2
2011,2
2160,1
2293,0
2472,2
2708,7
Дефицит
+236,2
+128,2
-157,8
-377,6
-412,7
-318,3
-423,2

2006 - предварительные данные. Источник: Statistical Abstract of United States.

Из последней таблицы видно, что дефицит американского бюджета начинает расти очень высокими темпами именно в период президентства Дж. Буша-мл., при предыдущей же – демократической – администрации бюджет сводился с профицитом и государственный долг уменьшался. Но это были другие времена, американская экономика была на подъеме, частному сектору требовались дополнительные инвестиции, и он получал их из бюджета, продавая облигации государственных займов или дожидаясь их погашения. Теперь же все обстоит по-другому: американская экономика давно находиться в состоянии депрессии, и рост бюджетных расходов, который финансируется за счет расширения дефицита и государственного долга, позволяет только удержаться на прежнем уровне, и не свалиться в пропасть. Выделяя дополнительные бюджетные средства, финансовая администрация поддерживает внутренний, а заодно и внешний спрос, и не дает упасть производству товаров и услуг. 

По каким статьям бюджетных расходов поступают в американскую и мировую экономику дополнительные деньги и, соответственно, дополнительный спрос? В настоящее время в американском бюджете три основных статьи: охрана здоровья населения (22% расходной части бюджета), расходы на национальную оборону (19% расходной части бюджета), пенсионное страхование, страхование по инвалидности, и предоставление льготного жилья и бесплатного продовольствия (13% расходов). Кроме этих основных статей, которые вместе дают более половины расходов, есть еще несколько, удельный вес которых в расходах бюджета незначителен, но для самих американцев они достаточно важны: образование, в том числе переподготовка безработных (4% расходов), оказание помощи ветеранам войн (пенсии и медицинское обслуживание; 2,6%), расходы на транспорт (2,6%), городское и региональное развитие (около 2%) и расходы на помощь фермерам (около 1%).

Кроме этих статей, расходы по которым являются более или менее фиксированными, в американском бюджете есть статьи, которые в зависимости от экономической ситуации могут быть то доходными, то расходными. Первая такая статья – это ипотечный кредит, вторая – страхование депозитов в банках. Понятно, что на сегодняшний день это самые актуальные темы, то есть статьи. Произошедшие и ожидаемые списания просроченных ипотечных кредитов, конечным страховщиком которых выступает федеральный бюджет США, уже в будущем финансовом году могут серьезно поднять его денежные выплаты. А если к просроченным ипотечным кредитам добавятся проблемы со снятием вкладов, то бюджету и частично финансируемой им корпорацией по страхованию депозитов тоже придется раскошелиться. Поэтому, хотя сейчас эти статьи большого значения не имеют (их суммы – меньше процента от всех расходов), в ближайшем будущем они могут серьезно подрасти.

В дополнение к этим статьям, средства по которым идут «на хозяйство», в американском бюджете значительное место занимают расходы на обслуживание государственного долга, то есть процентные платежи по облигациям государственных займов. В 2006 году эти расходы составили около 400 млрд. (14% расходов). При этом надо отметить, что, несмотря на резкий рост государственного долга из-за накопленного бюджетного дефицита, удельный вес расходов по процентным платежам сейчас не самый высокий. В 1990 и в 1995 году расходы по процентным платежам составляли 21% от всех расходов бюджета, а за период 2003-2006 годы они не превышают 15%. Такая экономия в средствах была достигнута за счет снижения процентных ставок денежного рынка, что выразилось, в частности, в снижении доходности государственных облигаций. И, судя по текущей ситуации на фондовых рынках США, тенденция снижения доходности гособлигаций достаточно сильная, что расширяет кредитные возможности американского бюджета.

Из приведенного перечня расходных статей американского бюджета видно, что он строится по принципу – и мир, и война. Государственные расходы могут быть увеличены и за счет расширения военных расходов, и за счет расширения мирных, тем более, как показывает опыт, длительное пренебрежение внутренними потребностями чревато разного рода катастрофами и провалами. Необходимое же, вероятно, сокращение государственных расходов тоже может быть произведено и за счет военного, и за счет мирного бюджета. Правда, пока ни о каком сокращении федерального бюджета США речи не идет, и его расходы продолжают наращивать. Остается вопрос, сможет ли финансовая администрация США профинансировать эти расходы.

См. также другие тексты автора:

  • Скромные надежды на американскую экономику
  • Чудеса американской статистики
  • Инфляция вместо дефолта
  • Глобальные качели мировой экономики
  • Транспортный выход из ипотечного кризиса
  • Американский баланс
  • Российское эхо американского кризиса
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).