Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Закон был принят Госдумой 22 октября и одобрен Советом Федерации 27 октября.
Киотский протокол предусматривает сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, которые, по мнению экспертов, ведут к глобальному потеплению климата. Для вступления протокола в силу его должны ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 год приходилось не менее 55% выбросов парниковых газов. На сегодняшний день протокол ратифицировали 124 государства. Доля совокупных выбросов промышленно развитых стран, ратифицировавших протокол, составляет 44,2% общих выбросов парниковых газов. После его ратификации Россией (17,4%) протокол автоматически вступает в силу. Ранее США, Австралия, Китай и ряд других стран отказались его одобрить.
В ближайшей перспективе протокол означает получение его главными лоббистами, РАО «ЕЭС» и «Газпромом», механизма давления на остальные предприятия ТЭКа, прежде всего нефтяные и металлургические компании.
На днях советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов в очередной раз высказался против Киотского протокола. По его словам, Киотский протокол представляет серьезную проблему для российской экономики и делает практически невозможным достижение поставленной президентом РФ цели удвоения ВВП в течение 10 лет. Киотский протокол нацелен на сокращение выброса в атмосферу, в том числе углекислого газа, что равносильно сокращению потребления ископаемых источников энергии, а ограничение потребления энергии неизбежно ведет к замедлению темпов экономического развития, считает Илларионов.
Ранее Илларионов высказывался еще жестче — называл экономическую систему Киото экономическим ГУЛАГом и Освенцимом. Известны и высказывания сторонников Киото в правительстве, прежде всего из МЭРТа и МИДа, крайне негативно оценивающие доводы советника президента и его аналитические способности. Во время наиболее оживленной дискуссии — в конце прошлого и начале нынешнего года, обе противоборствующие стороны, обменивались исключительно острыми выпадами. Тогда разные высокопоставленные чиновники, действуя по сложным правилам и закономерностям, высказывали раз в неделю взаимоисключающие позиции. На западе это воспринималось, как оригинальный способ давления на партнеров с целью получения выгодных для России условий вхождения в ВТО.
Участие России в Киотском протоколе повлечет расходы из федерального бюджета. В частности, как отмечается в пояснении к документу, большая часть мероприятий по снижению выбросов парниковых газов в экономике должна выполняться в рамках целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годов и на перспективу до 2010 года.
Между тем, согласно сценариям экономического роста российской экономики, рассмотренным экспертами в исследовании «Экономические последствия возможной ратификации Российской Федерацией Киотского протокола», подготовленном рабочей группой Института экономического анализа для президента России, эмиссия углекислого газа в России превысит уровень 1990 года еще до окончания первого периода действия Киотского протокола в 2008-2012 годов. Так что из-за ратификации Россией Киотского протокола ее финансовые потери в первом периоде его действия могут составить десятки, а в последующих периодах — сотни миллиардов долларов.
Насколько этот протокол выгоден России, говорить сложно. Западные специалисты утверждают, что его ратификация принесет нашей стране большую экономическую выгоду и ускорит ее вступление в ВТО, российские — что РФ ждут значительные финансовые потери и замедление, а возможно, и прекращение экономического роста.
СОБЫТИЯ ДНЯ:
Люди в панике отравились йодом из-за ЧП на Балаковской АЭС
ФСБ выиграла еще один «шпионский процесс»
Ратификация Киотского протокола: последствия для России
Долгая смерть Арафата