будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Размягченный доллар нефтяного президента

Размягченный доллар нефтяного президента
98_04

Очередной скачок доллара вверх тут же вызвал массу комментариев по поводу денежной политики США, которая внешне напоминает тяни-толкая: с одной стороны, эмиссия долларов постоянно растет, и это тянет американскую валюту вниз. С другой стороны, Федеральная резервная система периодически повышает процентную ставку, что тянет доллар вверх. Большинство комментаторов сходятся на том, что денежная эмиссия нужна США для поддержания депрессивной экономики “на плаву”, а периодические повышения процентных ставок должны подкрепить заявления высокопоставленных представителей американской администрации “о приверженности политике сильного доллара”.

Естественно, положительное воздействие на экономику от роста денежной массы гораздо сильнее, чем отрицательное влияние повышения процентных ставок. Тем более, что это повышение производится микроскопическими дозами, - каждый квартал на 0,25%, - да еще и с очень низкого уровня. Можно даже сказать, что экономика США пока малочувствительна к такому уровню процентных ставок, и поэтому, подкрепляя слова представителей монетарных властей делом, ФРС ничем не рискует. Кроме того, периодические скачки доллара выбивают козыри из рук европейских и азиатских оппонентов, очень недовольных удешевлением доллара и, соответственно, удорожанием евро и иены. Складывается ощущение, что как только европейский Центробанк или Банк Японии готовятся принять меры, направленные на удешевление своих валют, ФРС тут же повышает ставки, и доллар взлетает под небеса. И тогда потребность в специальных действиях по удешевлению евро и иены вроде бы становится неактуальной. Но потом, через некоторое время, все возвращается на круги своя, и американская валюта продолжает привычный путь вниз.

Причины, побудившие финансовые власти США несколько лет назад выбрать политику “мягкой валюты” хорошо и давно описаны, и мы на этом остановимся только вкратце. Еще в первой половине 2001 года столкнувшись с падением производства, которое было затем подстегнуто террористическими атаками, ФРС и Администрация США стали искать спасения в снижении налогов на бизнес и в расширении государственных расходов. Обе эти меры автоматически привели к росту бюджетного дефицита, который финансировался за счет покупки ФРС облигаций Правительства США. Покупая правительственные облигации, резервная система автоматически выпускала в обращение новые деньги, которые и использовались для финансирования государственных расходов. Госрасходы, оплаченные за счет денежной эмиссии, должны были поддерживать на нужном уровне платежеспособный спрос в самих Штатах, а, с другой стороны, обесценивая доллар относительно других мировых валют, удорожать импорт и защищать американских производителей от иностранной конкуренции.

Так было задумано, но не все, естественно, получилось. Иностранные производители ответили на снижение курса доллара снижением цен на свою продукцию, теряя при этом в прибыли, но сохраняя за собой прежнюю долю американского рынка. Кроме того, их усилия были поддержаны национальными Центральными банками, скупавшими доллар в неограниченных количествах, не давая ему, таким образом, упасть еще ниже. Поэтому расчеты на быстрое выздоровление американской экономики оказались преждевременными, хотя, по сравнению с другими мировыми экономическими центрами, хозяйство США выглядит лучше всего.

Правда, по мере затягивания периода выздоровления, появляется все больше сомнений, что оно вообще когда-нибудь наступит – эффект от принятых мер можно считать исчерпанным, а ничего нового американские экономисты не предлагают. Мировые финансовые рынки начинают с напряженным вниманием ждать, когда положительные эффекты регулирования перестанут действовать, а отрицательные, наоборот, разойдутся на полную мощность.

Одним из таких отрицательных эффектов могло бы стать увеличение инфляции, что означало бы, что американские товары начинают дорожать относительно европейских и японских и что меры по стимулированию американской экономики перестали ей помогать, наоборот, начав стимулировать хозяйственный рост у конкурентов. Подобные ожидания подкрепляются динамикой отдельных показателей инфляции, таких, например, как цены на бензин, которые начинают довольно быстро расти и могут потащить за собой цены на остальные товары. Таким образом, разогнав инфляционную волну, направленную сначала вовне, американская экономика имеет все шансы столкнуться с ее обратным воздействием, и далеко не факт, что сможет при этом устоять.

Так рассуждают многие эксперты, нам же кажется, положительный эффект от регулирования до конца пока не исчерпан, хотя бы потому, что США по-прежнему импортируют 67% потребляемой ими нефти, и эта зависимость от импорта является самой неприятной – ее хотелось бы снизить. Но сделать это можно только за счет расширения внутренней добычи, для чего цены на нефть на длительном отрезке должны быть стабильно высокими – только при этом условии американские нефтяные компании смогут увеличить разработку месторождений непосредственно на территории США. Вот этот-то рост внутренней добычи нефти поможет и снизить импорт, и создать новые рабочие места как в энергетическом, так и в сопряженных с ним секторах экономики.

Пока, видимо, этот механизм еще не срабатывает. Трудно судить, почему. То ли потому, что он плох в принципе, то ли потому, что цены на нефть еще не выбрали потенциал своего роста, и надо еще немного подождать. Но во всяком случае пока Президентом США является представитель нефтяной компании, страстно заинтересованный в обеспечении энергетической независимости своей страны, мы имеем возможность узнать, сработает этот механизм или нет.

См. также:

  • Американский дефицит поможет российскому профициту
  • Кого ударит крепнущим рублем?
  • Катастрофический рост цен на нефть
  • В Россию пришла мировая инфляция
  • Экономический багаж американского президента
  • Доллар ударит по России
  • Что делать с падающим долларом?
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).