Президент России Владимир Путин заявил, что российские власти готовы к сценарию «катастрофического снижения цен на энергоносители». Глава государства в интервью ТАСС рассказал, что профильные ведомства и само правительство просчитывают возможную реакцию экономики на шок.
Путин считает, что России будет достаточно просто справиться с кризисом, который может быть вызван падением мировых цен на нефть. «Такой стране, как наша, даже легче. Почему? Мы нефтегазодобывающая страна, и мы очень бережно относились к нашим резервам – и к золотовалютным резервам, и к резервам правительства. Они у нас достаточно большие, и это позволяет нам быть уверенными в том, что мы точно совершенно исполним все взятые на себя социальные обязательства и удержим все бюджетные процессы в рамках определенных и всю экономику. А у кого этого нет? Вот тем очень сложно будет, если это будет происходить», — пояснил журналистам глава государства.
Путин также заявил, что правительство готово поддерживать экономику за счет накопленных резервов, в том числе в Фонде национального благосостояния (ФНБ). «Но это не совсем значит, что мы должны просто палить эти резервы бездумно, не ожидая адекватной экономической отдачи, а только для того, чтобы решить текущие дела. Так мы делать не будем», — сказал президент.
Готовность российских властей к падению цен на нефть и правда вопрос не праздный. Тем более, что цены на нефть, которые еще недавно уверенно держались на уровне 105-110 долларов за баррель, уже упали и, поболтавшись вокруг 83-85 долларов, в последние дни уверенно пробили уровень в 80 долларов и стремятся идти вниз и дальше.
В ходе пятничных торгов на бирже ICE Futures цена барреля североморской нефти Brent, от которой зависит стоимость российской нефти Urals, в очередной раз достигла четырехлетнего минимума и опустилась ниже 77 долларов за баррель. Стоимость фьючерсов с поставкой в январе 2015 года и вовсе опускалась до 76,76 долларов за баррель.
Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что федеральный бюджет на 2015 года не нужно будет пересматривать если цены на нефть эталонной марки Brent все еще будут находится на уровне 79-85 долларов за баррель. Теперь, очевидно, главе российского правительства придется задуматься над тем, как сводить бюджет в будущем году.
Естественно, уже в понедельник цена на нефть может пойти вверх и, таким образом, спасти российские государственные финансы, но гарантировать это никто не может.
Банк России, похоже, подготовился к возможному обвалу цен на нефть лучше премьер-министра. 10 ноября были опубликованы Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 гг. В этом документе рассматриваются различные сценарии развития экономики и, в том числе внешних факторов, на которые российское руководство повлиять практически не может.
Помимо традиционных оптимистичного, среднего и пессимистичного сценариев, ЦБ рассмотрел также стрессовый сценарий, в котором предполагается снижение цен на нефть до 60 долларов за баррель к концу 2015 года (с последующим восстановлением до 80 долларов США за баррель к концу 2017 года). Его вероятность оценивается как низкая, но все-таки не нулевая.
Про прогнозу Банка России, в случае среднесрочного падения цен на нефть стоит ждать ослабления рубля и экономического спада. При этом ЦБ надеется, что возможность бюджетного стимулирования будет обеспечена накопленными средствами суверенных фондов — бюджетные доходы резко сократятся, так что из текущих поступлений вливать деньги в экономику не удастся.
Прогнозируется, что в случае снижения цен на нефть до 60 долларов за баррель ВВП в 2015 году упадет на 3,5–4%. В дальнейшем произойдет восстановительный рост, поддерживать который будет и улучшение конъюнктуры, и импортозамещение, и повышение конкурентоспособности российской промышленности, в том числе и нефтегазовой.
Впрочем, нефть хоть и является главным российским экспортным товаром, а сама Россия — один из мировых лидеров по добыче нефти, потери от снижения цен на энергоносители не стоит преувеличивать. Официальная статистика не позволяет оценить размер нефтегазового сектора экономики. Однако эксперты сходятся на том, что примерно каждый пятый рубль добавленной стоимости появляется именно добыче, транспортировке и переработке нефти и газа. Об этом в 2013 году говорил Андрей Клепач, тогда заместитель министра экономического развития, примерно такую же цифру журналу «Деньги» назвал Евсей Гурвич, глава Экономической экспертной группы.
Для сравнения, в арабских странах нефть занимает значительно более заметные позиции: 50% в Саудовской Аравии, 60% в Кувейте и до 80% в Ливии — хотя об этой стране с уверенностью говорить сложно, сейчас там единого государства фактически не существует.
При этом снижение цен на нефть повлияет на ВВП только один раз: по прикидкам Гурвича, снижение навсегда цены на нефть на 10% приводит к снижению ВВП на 2%. Иными словами, если цена на нефть сегодня упадет до тех самых 60 или даже 40 долларов за баррель марки Brent, экономика России сильно упадет в 2015 году, но уже в 2016 про нефть можно будет забыть — рост или падение будут обеспечивать другие факторы. В результате, конечно, Россия не будет такой богатой страной, но и на вечное снижение ВВП она не обречена.