Первая значимая реформа Козака на новом посту — реформа господдержки промышленности — под давлением заинтересованных сторон все-таки начала смягчаться, пишет во вторник «Коммерсантъ». Изначально она предполагала отмену всех ныне существующих отраслевых программ, теперь в правительстве, кажется, все-таки готовы принимать в каждом случае индивидуальные решения.
Изменение концепции реформы, по информации «Коммерсанта» — шаг навстречу Минпромторгу, который, со своей стороны, определился с цифровыми параметрами реформы. Для получения универсальной субсидии от ряда отраслей, например химпрома и металлургов, не потребуется усилий — их экспорт уже выше целевых объемов. Другим — автопрому, сельхозмашиностроению — придется увеличить экспорт более чем вдвое. При этом в первые годы реформы компании получат гораздо меньше средств, чем сейчас.
Новый вариант реформы прописан в проекте постановления правительства, который опубликовал Минпромторг.
Общий объем субсидий до 2024 года в рамках нацпроекта по поддержке экспорта зафиксирован на уровне 420 млрд рублей. Но средства неравномерно распределены по годам, основные объемы приходятся на вторую трехлетку. В итоге финансирование может резко упасть. Так, глава РСПП Александр Шохин в письме вице-премьеру оценивал объем субсидий в 2019 году в 8 млрд, в 2020 году — 6,9 млрд, в 2021 году — 15,2 млрд.
Наибольший объем средств получит машиностроение — 36,9%. Из них больше половины (61,5%) выделяется автопрому, еще 15% строительно-дорожному, пищевому и сельхозмашиностроению, 6,3% — на судостроение, энергомаш — 5,7%, нефтегазовое и тяжелое машиностроение — по 2,9%. Наименьший объем поддержки достанется производству станков — только 0,7%. Из других отраслей больше всего средств получат металлурги (28,3%) и химики (16,5%), 7% придется на леспром, 5% — на фармацевтическую и косметическую промышленность, 3,3% — легпрому, прочим отраслям — 3%.
Также в документе зафиксированы конкретные обязательства по отношению экспортной выручки к общей к 2024 году. По части отраслей эти планки заведомо выполнены. Так, стальные компании, включая трубников, в целом давно перешагнули установленную планку в 10% экспорта: сейчас экспорт проката составляет около 45% выпуска (29 млн т из 64–65 млн т). Но растущие торговые барьеры не позволяют металлургам обращаться за субсидиями, поскольку они станут поводом для начала компенсационных расследований в странах-импортерах. Так, Канада в 2015 году пыталась ввести предварительные защитные пошлины на российскую сталь, считая, что российские металлурги получают выгоду от субсидий сельхозмашиностроению. В химическом секторе экспорт также существенно превышает установленный в законопроекте уровень в 10%, за рубеж уходит более 80% минудобрений.
В машиностроении ситуация иная. Для строительно-дорожного, пищевого и сельхозмашиностроения планка по экспорту установлена в 20%, но замглавы «Росспецмаша» (отраслевая ассоциация машиностроителей) Денис Максимкин говорит, что в среднем по трем сегментам в 2017 году доля экспорта в выручке составляла около 12%, в производстве сельхозтехники — порядка 9%. Для автопрома цель установлена на уровне 10%, при этом в 2017 году доля экспорта от выпуска составила 6,5%.