будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет регионы экономика
Июль 4, 2025
Хозяйство
Зубаревич Наталья

Регионы в ожидании Стратегии пространственного развития

Регионы в ожидании Стратегии пространственного развития
HAKmbtwx28DNADBi5CjO3x8T2qNIRVGc
Дмитрий Козак. Источник: kremlin.ru

Министерство экономического развития РФ закончило прием предложений от регионов для включения их в проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года. Ожидается, что выдвинутые регионами инициативы будут обсуждаться на заседании правительственной комиссии по региональному развитию.

Как пишет газета «Известия», ссылаясь на пресс-секретаря вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака Илью Джуса, правкомиссия под руководством Козака, в частности, рассчитывает в апреле рассмотреть проект Стратегии пространственного развития, а вместе с ним — и идеи регионов.

Напомним, президент России Владимир Путин предложил развернуть масштабную программу пространственного развития России в своем послании Федеральному собранию, оглашенном 1 марта. По мнению опрошенных изданием экспертов, сразу после заседания комиссии по региональному развитию стратегия будет внесена в правительство.

 
Минэкономразвитие
АГН "Москва"

По сведениям газеты, большинство проектов, предложенных регионами, связаны с инфраструктурой (строительством авиаузлов, скоростных железнодорожных и автомобильных дорог), созданием территорий опережающего развития и особых экономических зон; есть и связанные с экологией и медициной проекты.

По мнению вице-президента Союза архитекторов России, профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Наринского, при дальнейшей разработке Стратегии пространственного развития России следует уделить внимание вопросу о городах, в том числе о потенциале, историко-культурном и природно-экологическом, малых и средних городов.

Он подчеркнул, что в современном мире именно города являются драйверами развития территорий, потому так важно развивать сообщение между региональными центрами, минуя Москву и Санкт-Петербург. «Это позволит обеспечить усиление каркаса расселения граждан, связанность страны, экономические и иные эффекты», — приводит издание его пояснения.

 
Дмитрий Наринский
youtube.com

Побеседовать с «Полит.ру» по поводу концепций пространственного развития России согласилась Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института региональной политики, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук. По ее словам, из появившихся в печати сведений пока нельзя сделать выводы о перспективных проектах, которые могли бы получить финансирование.

«Стратегия — это документ, который описывает, какой бы мы хотели видеть страну, что нам желательно, чтобы в ней развивалось. Но в Стратегии вы не можете назначить специализации регионов, производства в регионах, потому что в России пока еще, слава богу, рыночная экономика.

Базовая функция государства — это обеспечение инфраструктурной связанности. Поэтому инфраструктура всегда занимает в Стратегии значимую роль. Причем у регионов точно нет денег на большинство инфраструктурных проектов, и они, как это в таких случаях и бывает, просят эти деньги из федерального бюджета через Стратегию. Это нормальный процесс согласования интересов.

Другое дело, что все чего-то хотят, а денег мало. Ну, финальное решение все равно будут принимать федеральные органы. Плюс некий лоббизм наиболее прорывных регионов. Надо посмотреть, что получится на выходе. А пока — нормальная ситуация: ученые что-то написали, заявки от регионов собраны, и дальше пойдет долгий, нудный процесс согласования с явным выигрышем федералов в итоге. Потому что они принимают решения.

 
Министр экономического развития Максим Орешкин на заседании по вопросу развития регионов
kremlin.ru

Финальной картины пока нет. Ну, вот пока регионы лоббируют получение средств в основном на инфраструктуру, но на что еще они могут лоббировать? На строительство заводов? Это было бы как-то странно. На поддержку сельского хозяйства? Есть специальный канал субсидий для него. К тому же главной проблемой для всех регионов является инфраструктура, так что каждый из авторов предложений выдвигает свои, кто во что горазд. Кто просит аэропорт, кто скоростную дорогу, кто еще что-то — это обычная история.

Ну, а когда окончательное решение будет принято… Я бы сказала так: судя по тем небольшим объемам денег, которые могут быть на все это выделены, несколько разных проектов будут заявлены приоритетными, и все. По сути, Стратегия на жизнь очень мало влияет: просто в законе написано, что стратегия должна быть, ну, вот ее и делают. Сейчас команда этим занимается хорошая: что они делают, то внятно, без дурацких шапкозакидательств, с пониманием очень жестких ограничений, которые есть в нашей стране в пространственном развитии. И с пониманием неподъемности сумм для массового улучшения инфраструктуры.

Словом, на что-то деньги дадут. Скорее всего, думаю, на какой-нибудь большой проект — мы же не умеем работать, расшивая узкие места, мы всегда работаем «пальцы веером»: саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу… Так что у меня особых иллюзий относительно того, что эта Стратегия как-то поменяет подходы к инвестированию бюджетных средств, нет.

 
Микрорайон Донской города Сочи
sochi.ru

Что касается того, что не все предложения регионов связаны только с инфраструктурой, а есть и связанные, например, с экологией, как пишут СМИ… ну, в Стратегии есть и экологический раздел. Там есть и инфраструктура, и расселение, и развитие городских урбанизаций, и экология — это такой всеобъемлющий документ, за все хорошее и против всего плохого. Да и сами предложения со стороны регионов ведь уже не впервые выдвигаются. В общем, это обычный процесс, когда каждый регион пытается для себя нечто получить. Но итогового выхода пока нельзя предсказать.

Вообще, когда принимается Стратегия, к ней еще не прилагаются финансовые документы. Там есть только цели, которых надо достичь. Они могут быть довольно неясными, мутными и чуть не с потолка взятыми — увеличить то, улучшить се. А смотреть надо только на одни документы — те, которые оговаривают финансирование. На что деньги выделены, то и будет строиться. А пока их не выделят, это лишь пустые разговоры», — объяснила Наталья Зубаревич.

 

Зубаревич Наталья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).