Госкапитализм стал одной из центральных тем 2007 года по нескольким причинам. Первая – Владимир Путин недавно заявил о том, что это «не наш путь». Вторая – вторжение государства на территорию частников в уходящем году не остановилось. Третья – обновилась основная упаковка этого вторжения, ею стали «госкорпорации».
Усиление роли государства в экономике началось со знаменитого «дела ЮКОСа», в результате которого основные активы опальной компании оказались в руках государственной «Роснефти». Затем – более мягко – был установлен госконтроль над «АвтоВАЗом». Год назад мы констатировали: крупный российский бизнес «становится все более «государственным». В 2006 году окончательно оформился переход к холдинговому принцип построения госсектора экономики. Еще немного и российский бизнес по названиям корпораций будет напоминать Совмин СССР, а чиновники и госменеджеры с неизбежностью начнут борьбу за контроль над укрупненными госкомпаниями».
Борьба здесь идет, хотя и непубличная. В публичной сфере наблюдаются отдельные эксцессы, вроде «дела «Русснефти», наезда на Госнаркоконтроль и посадка замминистра финансов Сторчака. Что до собственно бизнеса, то здесь прослеживается ряд разнонаправленных трендов. Они наблюдались и ранее (в прошлом году мы отмечали «госхолдингизацию промышленности»), но некоторым из них теперь легко придумать название.
Обеспокоенность происходящим выражали даже главы крупных частных компаний, например, глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов и глава Сургутнефтегаза Владимир Богданов. Наиболее точно тенденцию обозначил в недавнем скандальном интервью «Коммерсанту» глава малоизвестной компании «Финансгрупп» Олег Шварцман. Он заявил, что под руководством кремлевских силовиков, а именно Игоря Сечина, реализует идею «бархатной реприватизации» – отъем активов у нелояльных предпринимателей на социальные нужны, в том числе в пользу «Рособоронэкспорта».
Называющий себя управленцем активами силовиков на миллиарды долларов Шварцман (есть сомнения, на сколько именно надо делить его слова, чтобы получить правду) затруднился ответить, какой из частных бизнесов сейчас под угрозой. Гадать действительно сложно. Зато основные акторы процесса очевидны. Это «Газпром», «Роснефть», «Рособоронэкспорт», возможно ряд инвестфондов, вроде той же «Финансгрупп». В меньшей степени активность проявляет РЖД.
«Газпрому» удалось вытеснить ТНК-ВР с Ковыкты (сделка, правда, пока не закрыта), партнеры компании приобрели ряд активов ЮКОСа, по некоторым данным ведутся переговоры о покупке пакета акций самой ТНК-ВР. Настойчиво циркулировали слухи о грядущей покупке государственной «Роснефтью» «Сургутнефтегаза» (впрочем, слухи официально не подтверждались).
РЖД купила 25 процентов «Трансмашхолдинга» (крупнейший производитель вагонов) и пообещала компании крупные заказы. Кроме того, Владимиру Якунину удалось продвинуть свой вариант концепции развития железных дорог, так что РЖД может заняться и бизнесом по строительству. Наращивала компания и присутствие в капитале российских портов. В начале декабря стало известно, что РЖД может получить блокпакет в управляющей компании Мурманского порта.
Продолжил скупку активов «Рособоронэкспорт» - спецстали и авиазаправщики дополнили уже имевшиеся в копилке компании Сергея Чемезова производителя титана «ВСМПО-Ависма» и концерн «АвтоВАЗ». Осенью компания даже превратилась в госкорпорацию «Ростехнологии», концентрацию активов, по всей видимости, продолжит и в 2008 году. Если, конечно, «дело Сторчака» не было сигналом для Чемезова (есть и такая трактовка ареста замминистра финансов и ряда бизнесменов, некоторые из которых вроде бы связаны с Рособоронэкспортом) «не лезть» в чужие владения.
Госкорпорация – как не раз уже отмечали наблюдатели – прежде всего характеризуется уникальной в новейшей истории России формой собственности. Ей передается госсобственность, сама госкорпорация при этом является как бы государственной, но почти лишенной госконтроля.
Критиков у всеобщей госкорпоративизации хватает, ведь происходит мало чем обусловленное разгосударствление собственности. "Чрезвычайно опасной вижу моду на появление государственных отраслевых корпораций, которые сегодня возникают. Когда предлагается создать корпорацию, например, для лекарственного обеспечения, рыбы, дорог (Росавтодор) - я могу еще долго перечислять - это наводит на мысль, что государство даже не пытается понять, что это может сделать частный бизнес", - недавно заявлял глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
Помимо отмеченных Дворковичем, есть и несколько других сфер, где уже предложены некие монстроподобные создания, формой собственности которых может стать госкорпоративная. Буквально на днях «Зарубежнефть» (глава которой - «друг президента» Николай Токарев - вот-вот должен возглавить «Транснефть») - в очередной раз реанимировала планы по созданию национальной компании по геологоразведке на шельфе. Говорят о строительной госкорпорации, которая поможет решить проблемы по строительству жилья. Только что стало известно о предложении Счетной палаты по созданию госкорпорации по обороту спирта. Учреждена госкорпорация на базе "Рособоронэкспорта" и его дочек под названием "Ростехнологии".
Интерес к госкорпоративной форме понятен - ФГУП, ЗАО или ОАО (с контрольным пакетом у государства) контролирует куча органов - тот, которому подведомственна компания (скажем, в случае с "Почтой России - Мининформсвязи), правительство, Счетная палата, отчасти контроль осуществляется Госдумой. Госкорпорация же де-факто выводится из-под контроля правительства, а контроль осуществляется Наблюдательным советом, советом директоров и президентом. Первые два формируются по принципу "как договорятся заинтересованные стороны" и органами контроля и эффективного управления, по-хорошему быть не могут. То есть - значительная часть отраслей «как бы государственных» уже де-факто выведена из-под контроля надзорных органов – надзор оставлен президенту и Наблюдательному совету. И число их умножается.
Курс на «бархатную реприватизацию» и «госкорпоративизацию» был бы законченным конструктом, если бы не ряд сделок, которые позволяют вслед за Владимиром Путиным усомниться в том, что госкапитализм существует. По крайней мере, в том виде, в каком он имеется в Китае или в Саудовской Аравии.
Несколько примеров – сталелитейный магнат Мордашов приобрел контроль над «Силовыми машинами» у РАО «ЕЭС», обойдя в «гонке» Олега Дерипаску. Впрочем, Олег Дерипаска отметился в этом году сверхактивностью в области слияний и поглощений. Куплены были миноритарные пакеты австрийской и немецкой строительных компаний, пакет производителя автомобильных комплектующих Magna, его «Базовый элемент» подал заявку на приобретение «Русснефти», расширяются проекты в Сочи, заявлены новые проекты в цементной отрасли и девелоперском бизнесе и т.д.
Главным успехом стало завершение слияния «Русала» с СУАЛом (в объединенную компанию войдут также активы трейдера Glencore), а на прошлой неделе «Русал» заявил о достижении договоренностей по приобретению блокпакета «Норильского никеля». В перспективе, как предполагают наблюдатели, Дерипаска рассчитывает получить контроль над «Норникелем».
Впрочем, многие полагают, что успех Дерипаски связан с его прекрасными отношениями с кремлевскими чиновниками. Сумма заявленных инвестиций поразительна – счет идет на миллиарды долларов. Покупка «Русснефти», по некоторым данным, могла обойтись в 6,5 млрд, больше миллиарда – пакеты строительных компаний, 1,5 миллиарда – пакет Magna. Несколько миллиардов составят кредиты на покупку блокпакета «Норникеля». И это при том, что еще в начале года сам Дерипаска оценивал свои активы приблизительно в 12-13 млрд, а журнал Forbes дал оценку 13,5 млрд).
Продажи государственной компаниями своего бизнеса или пакетов акций – не ограничивается сделкой РАО «ЕЭС» и Мордашова. «Частники» поучаствовали в реорганизации РАО «ЕЭС». «АвтоВАЗ» тоже определился со стратегом – французской «Рено» может достаться блокпакет, который контролируется менеджментом «Рособоронэкспорта».
Продажа пакетов «частникам» может продолжиться. Тот же «Рособоронэкспорт» обещал вывести едва ли не все собственные «дочки» на биржу. Обещают провести IPO дочерних компаний глава РЖД Владимир Якунин (правда, это вряд ли случится в 2008 году). Глава Минфина Алексей Кудрин говорил о размещении на бирже акций Россельхозбанка.
Возможно, и «Роснефть» доразместит несколько процентов акций на бирже. А форму госкорпораций Владимир Путин призвал не считать вечной. Так что уже в ближайшее время может состояться «второе издание приватизации».