Неожиданная инициатива налоговых чиновников возвращает бизнес к началу реформ, когда предприниматели закладывали в свои бюджеты статью расходов «налоговые риски».
В конце декабря 2011 года заместитель министра финансов Сергей Шаталов подписал письмо, разъясняющее для Федеральной налоговой службы (ФНС) позицию министерства относительно налогообложения купонного дохода по российским еврооблигациям. С согласия Шаталова ФНС собирается забрать у эмитентов еврооблигаций налоги на купонные доходы в пользу инвесторов за последние три года. Финансовые аналитики оценивают изъятие от 600 млн до 1,5 млрд долларов. Участники рынка дружно заговорили о непредсказуемости российского законодательства. Это нонсенс, десять лет существовать по одним правилам, а потом росчерком пера изменить всю выстроенную систему. К сожалению, это закономерный итог эволюции ФНС от исполнения налогового законодательства к выполнению и «перевыполнению» плана на налогам «любой ценой».
Инициативу по налогообложению платежей в пользу SPV-компаний проявил заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров, а замруководителя Минфина Сергей Шаталов поддержал предложение, подписав известное письмо. Действия Шаталова вызвали в Минфине неоднозначную реакцию. Подписант и его противники уже вторую неделю выступают в СМИ с противоречивыми заявлениями, при этом инициатор этого спектакля как в рот воды набрал. Эксперты, наблюдающие за происходящим, задаются одним вопросом, как этот молодой человек всего полгода назад занявший свою должность, умудрился за раз поставить на уши два министерства и руководство десятков крупнейших российских компаний. Д. Егоров сделал феноменальную карьеру, поднявшись за одиннадцать лет до замруководителя одного из важнейших федеральных ведомств страны с должности юрисконсультанта некоего ЗАО «Энеко». За эти годы, согласно официальной биографии, г-н Егоров побывал на 11 должностях. Это характеризует не только г-на Егорова, но и в большей степени обстановку в ФНС.
Нестабильность налогового законодательства России стала притчей во языцех, а начало оно берет отсюда − от карьерных взлетов чиновников, не озабоченных интересами государства. Напомним, в июне прошлого года Минфин по инициативе ФНС предложил облагать налогом питьевую воду в офисах. Причем платить налог должны были сами офисные сотрудники. Это вызвало массу остроумных комментариев, вплоть до расчета возможного налога на кондиционированный воздух. А смеялись зря, ведь данная инициатива демонстрировала состояние умов у руководства высших финансовых органов страны. В нормальных странах налоговые службы обязаны собрать все предусмотренные законами налоги. В России они должны «выполнить план» по сбору налогов. А этот «план» постоянно растет, причем его перевыполнение поощряется карьерным ростом, что демонстрируют, к примеру, результаты прошлого года. С января по ноябрь 2011 года, отчиталось ФНС, поступления налогов в федеральный бюджет увеличились на 39,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Это можно было бы назвать достижением, если бы росту налогов соответствовал адекватный рост ВВП, но он вырос в 2011 году всего на 4,3%. Экономику госбюрократы «обглодали» почти в 10 раз сильнее, чем составил собственно прирост «жира». Еще один момент. ФНС не любит говорить, сколько неправомерно взысканных налогов потом пришлось вернуть. Но вот пример Архангельской области. В связи с возвратом налога на расчетные счета налогоплательщиков поступления по налогу на прибыль организаций в 2011 году снизились на 8,5% в сравнении с 2010 годом, а поступления по налогу на добавленную стоимость уменьшились на 3,9 млрд. рублей, хотя общий сбор налогов в области вырос на 20%. Аналогичная картина в других регионах.
Информация в СМИ о ходе «торговли» по налогу между крупнейшими эмитентами и Минфинов с ФНС производит странное впечатление. Словно речь идет не о законодательстве одной из крупнейших стран мира, а о препирательстве на деревенском базаре. Если бы ФНС и Минфин действительно обнаружили ошибку в начислении налогов на платежи при обслуживании еврооблигаций в течение последних 15 лет, то при нормальном подходе к делу они должны бы были, как минимум, признать свою ошибку, обсудить ситуацию с крупнейшими заемщиками, и принять совместное решение с учетом интересов бизнеса. Например, объявить о начислении этого налога с 2013 года, чтобы эмитенты могли его учесть в своих бизнес-планах. Сделано же ровно наоборот. Топ-менеджеры открыто говорят, что после письма Шаталова, в бизнес-планах компаний может появиться статья расходов «налоговые риски». Молодой чиновник ФНС развил бурную деятельность, но забыл поменять законодательство, в итоге лишь усилил хаос. Работу государственного аппарата следует оценивать не по внутренним показателям отдельных ведомств, а по общему налоговому и инвестиционному климату. В рейтинге стран по показателю благоприятности бизнес-климата Россия каждый год сползает вниз. В октябре прошлого года Всемирный банк опубликовал рейтинг благоприятности деловой среды "Doing Business-2012", где Россия находится на 120 месте среди 183 стран. Владимир Путин в предвыборных статьях пообещал поднять Россию в рейтинге Всемирного банка на 20-е место, но еще пара таких инициатив Даниила Егорова, и в следующем рейтинге страна займет какое-нибудь «почетное» 140-е место. Пока же результаты деятельности ФНС и Минфина таковы, что в 2011 году отток частного капитала из России достиг 84,2 млрд долл. против 33,6 млрд долл. в 2010 году − 22% федерального бюджета. А о своем желании уехать насовсем из страны, по данным майского замера 2011 года Левада-центром, заявили около 22% взрослого населения − максимальная цифра за все время опросов (с осени 1990 года). Наиболее сильно новый налог на евробонды скажется на отраслях, где реализуется масштабные проекты на заемные средства, прежде всего, в ТЭК. Компании возместят ущерб за счет цен на свою продукцию, что приведет к очередному витку инфляции, ускорению вывоза капитала и еще большему числу желающих эмигрировать из страны, чтобы издалека наблюдать за «творчеством» выдающихся карьеристов.