будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Хозяйство

Реставрация хаоса

Реставрация хаоса
calc
Калькулятор

Неожиданная инициатива налоговых чиновников возвращает бизнес к началу реформ, когда предприниматели закладывали в свои бюджеты статью расходов «налоговые риски».

В конце декабря 2011 года заместитель министра финансов Сергей Шаталов подписал письмо, разъясняющее для Федеральной налоговой службы (ФНС) позицию министерства относительно налогообложения купонного дохода по российским еврооблигациям. С согласия Шаталова ФНС собирается забрать у эмитентов еврооблигаций налоги на купонные доходы в пользу инвесторов за последние три года. Финансовые аналитики оценивают изъятие от 600 млн до 1,5 млрд долларов. Участники рынка дружно заговорили о непредсказуемости российского законодательства. Это нонсенс, десять лет существовать по одним правилам, а потом росчерком пера изменить всю выстроенную систему. К сожалению, это закономерный итог эволюции ФНС от исполнения налогового законодательства к выполнению и «перевыполнению» плана на налогам «любой ценой».

Карьерные взлеты на костях экономики

Инициативу по налогообложению платежей в пользу SPV-компаний проявил заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров, а замруководителя Минфина Сергей Шаталов поддержал предложение, подписав известное письмо. Действия Шаталова вызвали в Минфине неоднозначную реакцию. Подписант и его противники уже вторую неделю выступают в СМИ с противоречивыми заявлениями, при этом инициатор этого спектакля как в рот воды набрал. Эксперты, наблюдающие за происходящим, задаются одним вопросом, как этот молодой человек всего полгода назад занявший свою должность, умудрился за раз поставить на уши два министерства и руководство десятков крупнейших российских компаний. Д. Егоров сделал феноменальную карьеру, поднявшись за одиннадцать лет до замруководителя одного из важнейших федеральных ведомств страны с должности юрисконсультанта некоего ЗАО «Энеко». За эти годы, согласно официальной биографии, г-н Егоров побывал на 11 должностях. Это характеризует не только г-на Егорова, но и в большей степени обстановку в ФНС.

Д.Егоров. Фото nalog.ru

Нестабильность налогового законодательства России стала притчей во языцех, а начало оно берет отсюда − от карьерных взлетов чиновников, не озабоченных интересами государства. Напомним, в июне прошлого года Минфин по инициативе ФНС предложил облагать налогом питьевую воду в офисах. Причем платить налог должны были сами офисные сотрудники. Это вызвало массу остроумных комментариев, вплоть до расчета возможного налога на кондиционированный воздух. А смеялись зря, ведь данная инициатива демонстрировала состояние умов у руководства высших финансовых органов страны. В нормальных странах налоговые службы обязаны собрать все предусмотренные законами налоги. В России они должны «выполнить план» по сбору налогов. А этот «план» постоянно растет, причем его перевыполнение поощряется карьерным ростом, что демонстрируют, к примеру, результаты прошлого года. С января по ноябрь 2011 года, отчиталось ФНС, поступления налогов в федеральный бюджет увеличились на 39,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Это можно было бы назвать достижением, если бы росту налогов соответствовал адекватный рост ВВП, но он вырос в 2011 году всего на 4,3%. Экономику госбюрократы «обглодали» почти в 10 раз сильнее, чем составил собственно прирост «жира». Еще один момент. ФНС не любит говорить, сколько неправомерно взысканных налогов потом пришлось вернуть. Но вот пример Архангельской области. В связи с возвратом налога на расчетные счета налогоплательщиков поступления по налогу на прибыль организаций в 2011 году снизились на 8,5% в сравнении с 2010 годом, а поступления по налогу на добавленную стоимость уменьшились на 3,9 млрд. рублей, хотя общий сбор налогов в области вырос на 20%. Аналогичная картина в других регионах.

Налоги растут – деньги бегут

Информация в СМИ о ходе «торговли» по налогу между крупнейшими эмитентами и Минфинов с ФНС производит странное впечатление. Словно речь идет не о законодательстве одной из крупнейших стран мира, а о препирательстве на деревенском базаре. Если бы ФНС и Минфин действительно обнаружили ошибку в начислении налогов на платежи при обслуживании еврооблигаций в течение последних 15 лет, то при нормальном подходе к делу они должны бы были, как минимум, признать свою ошибку, обсудить ситуацию с крупнейшими заемщиками, и принять совместное решение с учетом интересов бизнеса. Например, объявить о начислении этого налога с 2013 года, чтобы эмитенты могли его учесть в своих бизнес-планах. Сделано же ровно наоборот. Топ-менеджеры открыто говорят, что после письма Шаталова, в бизнес-планах компаний может появиться статья расходов «налоговые риски». Молодой чиновник ФНС развил бурную деятельность, но забыл поменять законодательство, в итоге лишь усилил хаос. Работу государственного аппарата следует оценивать не по внутренним показателям отдельных ведомств, а по общему налоговому и инвестиционному климату. В рейтинге стран по показателю благоприятности бизнес-климата Россия каждый год сползает вниз. В октябре прошлого года Всемирный банк опубликовал рейтинг благоприятности деловой среды "Doing Business-2012", где Россия находится на 120 месте среди 183 стран. Владимир Путин в предвыборных статьях пообещал поднять Россию в рейтинге Всемирного банка на 20-е место, но еще пара таких инициатив Даниила Егорова, и в следующем рейтинге страна займет какое-нибудь «почетное» 140-е место. Пока же результаты деятельности ФНС и Минфина таковы, что в 2011 году отток частного капитала из России достиг 84,2 млрд долл. против 33,6 млрд долл. в 2010 году − 22% федерального бюджета. А о своем желании уехать насовсем из страны, по данным майского замера 2011 года Левада-центром, заявили около 22% взрослого населения − максимальная цифра за все время опросов (с осени 1990 года). Наиболее сильно новый налог на евробонды скажется на отраслях, где реализуется масштабные проекты на заемные средства, прежде всего, в ТЭК. Компании возместят ущерб за счет цен на свою продукцию, что приведет к очередному витку инфляции, ускорению вывоза капитала и еще большему числу желающих эмигрировать из страны, чтобы издалека наблюдать за «творчеством» выдающихся карьеристов.

Сергей Корягин

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).