В судебной практике может появиться термин «рейдерская атака». Это поможет защищаться от рейдеров, но вряд ли уничтожит этот бизнес. От рейдеров пока не помогают ни законы, ни посадки. К тому же рейдерские захваты сегодня практикуют и представители государства.
В российскую судебную практику приходят рейдеры. В смысле Высший арбитражный суд готов употребить термин «рейдерская атака» в своем решении.
Как пишет «КоммерсантЪ», ранее это выражение избегалось судами всех инстанций. Прецедентным стал конфликт между акционерами сотового оператора СМАРТС и компанией бизнесмена Леонида Маевского «Сигма Капитал Партнерз».
Под рейдерской атакой традиционно подразумевается силовой недружественный захват предприятия. К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж (гринмейл). Деятельность рейдеров, как правило, не укладывается в рамки закона. Практикуется просто силовая атака на объект захвата, блокирование деятельности, судебный арест счетов и акций, нередко по подложным документам, и так далее.
Прибегали к рейдерским методам многие известные бизнесмены. Почти во все рейтинги известных рейдерских структур входила некогда «Нафта Москва» Сулеймана Керимова. У «Альфы групп» существовало собственное рейдерское подразделение «Альфа Эко». Бывший сенатор и «водочный король» Александр Сабадаш инициировал захват ЦБК в Калининградской области. И так далее. Высокий неформальный статус позволял многим рейдерам решать свои проблемы на довольно высоком уровне. Так, антирейдерские законы, внесенные в Думу в 2006 году, лежали без движения более трех лет.
Владелец "Нафта-Москва" Сулейман Керимов. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости
Строго говоря, в правовом поле достаточно инструментов для противодействия рейдерству. Однако сам термин (а рейдерство или гринмэйл — несомненно отдельные типы нелегальной или квазилегальной деятельности).
Федеральные власти занимаются вопросом противодействия рейдерским захватам давно. Только победить его не удается. В 2009 году Следственном комитете при МВД РФ объявили рейдерство национальной проблемой, решить которую можно лишь путем уголовного преследования захватчиков чужой собственности.
По словам главы «Деловой России» Бориса Титова, «у федерального правительства есть искреннее желание бороться с рейдерством, все понимают, что наша экономика буксует, потому что коррупция давно стала системной проблемой в России».
Для противодействия рейдерству в прошлом году был принят специальный законопроект, ужесточающий ответственность за мошенничество с реестром акционеров. «Рейдерство - это сложное и очень опасное преступление, оно, по сути, душит экономику, - заявил тогда Дмитрий Медведев.- Кроме того, в последнее время количество таких преступлений возросло».Однако из регионов все еще доносятся жалобы, что рейдерские захваты продолжаются.
Проблема в том, что сами представители государства, особенно разнообразные силовики вовлекаются в процессы рейдерских захватов. На ум сразу приходят обвинения основателя и бывшего владельца «Евросети» Евгения Чичваркина в адрес сотрудников управления «К» МВД. По версии бизнесмена, милиционеры организовали давление на него с целью вынудить Чичваркина продать компанию по небольшой цене.
В 2010 году в рамках расследования попытки рейдерского захвата Фрунзенского плодоовощного комбината уголовные дела были заведены на ряд петербургских милиционеров, в том числе, бывшего замначальника Управления по борьбе с оргпреступностью Владимира Сыча. Он сам занимался борьбой с рейдерами.
Власти проблему вполне осознают. «Я обращаю Ваше внимание, что, помимо борьбы с рейдерством как таковым, нужно обратить внимание и на этот факт, чтобы те, кто призван защищать от рейдерства, не включались в рейдерские бригады», - напутствовал в прошлом году Медведев главу МВД Рашида Нургалиева.
Однако защиту от рейдерства не смогли пока создать ни новые законопроекты, ни окрики властей, ни даже реальные посадки отдельных игроков рынка гринмейла. К тому же инициативы часто саботируются. Скорее всего, не произойдет революции и в случае, если ВАС «узаконит» термин «рейдерская атака». Покуда имеется собственность в России найдутся люди, желающие ее переделить. Здесь речь можно вести об изменении деловой культуры, но это вопрос десятилетий.