В среду состоялось расширенное заседание думского комитета по энергетике, транспорту и связи с участием членов правительства. Заседание было посвящено правительственному пакету законопроектов по реформе электроэнергетики. Как сообщил вице-премьер Виктор Христенко, законы должны не только стать правовой основой реформы, но и по ее завершении регулировать отрасль.
Правительственный пакет включает в себя шесть законов, в том числе базовый "Об электроэнергетике" (вместе с законом о введении его в действие), поправки во вторую часть Гражданского кодекса и в законы "О государственном регулировании тарифов", "Об энергосбережении", "О конкуренции" и "О естественных монополиях". Необходимость в этих законах, подчеркнул Христенко, назрела уже давно, поскольку сейчас электроэнергетика, отрасль достаточно специфическая, регулируется исключительно общими гражданско-правовыми нормами и большинство конфликтных ситуаций возникает именно в силу отсутствия необходимых нормативных актов.
Законы достаточно либеральны, хотя правительство, как заверил собравшихся Христенко, не ставило перед собой такой цели: главное - обеспечить надежность функционирования российской электроэнергетики. Так, регулирующие возможности государства существенно сужаются. Правда, одновременно происходит укрепление государственной вертикали, сообщил выступавший вслед за Христенко первый замминистра экономразвития Андрей Шаронов. Главной жертвой такого подхода оказались регионы. Они потеряют после принятия законов ряд полномочий, самое важное из которых - утверждение тарифов на электроэнергию (это право целиком переходит к федеральной власти). Поэтому неудивительно, что 30 регионов уже направили на правительственный пакет отрицательное заключение.
В ходе работы над законопроектами почти по всем спорным вопросам был найден компромисс. Например, ограничения прав собственников сетей будут существовать теперь только в двух, хотя и самых важных сферах: в вопросах заключения договоров с потребителями и в вопросах вывода сетей из эксплуатации или в ремонт. Причем ограничения эти, подчеркнул Шаронов, будут касаться только сетевых предприятий, приобретенных до вступления в силу закона.
Компромиссными являются и многие другие положения. В этой связи интересна критика, которой подверг правительственный пакет глава правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс: он упрекнул его в "недоделанности". По мнению Чубайса, в электроэнергетике должны быть четко выделены рыночный и контролируемый сектора. При этом рыночный сектор должен быть рыночным в полном смысле этого слова. В первую очередь это означает необходимость свободного ценообразования (главу РАО, в частности, не удовлетворяют положения закона, предусматривающие установление пределов тарифов и надбавок для перепродавцов). С другой стороны, контролируемый сектор в электроэнергетике должен регулироваться "жестко и без компромиссов" (так, по словам Чубайса, необходим жесткий контроль действий независимых от РАО собственников сетей).
Несмотря на откровенно лоббистский характер этих замечаний, стоит признать, что главную слабость правительственного пакета Чубайс подметил очень четко: как продукт компромисса, он не может полностью удовлетворить никого из заинтересованных сторон. А ведь, как отметил Шаронов, правительственный пакет затрагивает очень разные группы интересов.
Именно поэтому упреки в адрес пакета звучат со стороны не только таких либералов, как Чубайс, но и тех, кто опасается потери государством контроля над отраслью. Так, на заседании комитета членам правительства был задан вопрос по поводу все тех же пределов тарифов на электроэнергию. После принятия пакета государство получит право устанавливать такие пределы только в определенных законом случаях (например, если на рынке дефицит электроэнергии), что может серьезно ограничить его возможности по регулированию отрасли. Христенко на это поспешил заметить, что право устанавливать пределы тарифов остается в руках у государства, которое сможет в случае необходимости сохранять их столько времени, сколько сочтет нужным. Понятно, что такое заявление не может, с одной стороны, успокоить противников либерализации отрасли, а с другой - понравиться либералам.
В правительстве надеются, что Дума рассмотрит законы в первом чтении в течение месяца, то есть до окончания весенней сессии. По словам Шаронова, первое чтение может состояться уже 27 июня. Для этого нужно, чтобы законопроекты были оперативно рассмотрены на комитетах по экономической политике и по промышленности, а затем по фракциям (сейчас правительственный пакет поддержала только фракция СПС). Тем не менее, как представляется, первое чтение пакет должен пройти без особых проблем. Другое дело - второе чтение, когда ожидается достаточно серьезная схватка "разных групп интересов". О необходимости внесения в пакет "жестких поправок" после первого чтения уже успел заявить Анатолий Чубайс.