будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Хозяйство
Гонтмахер Алина

Результат компромисса

В среду состоялось расширенное заседание думского комитета по энергетике, транспорту и связи с участием членов правительства. Заседание было посвящено правительственному пакету законопроектов по реформе электроэнергетики. Как сообщил вице-премьер Виктор Христенко, законы должны не только стать правовой основой реформы, но и по ее завершении регулировать отрасль.

Правительственный пакет включает в себя шесть законов, в том числе базовый "Об электроэнергетике" (вместе с законом о введении его в действие), поправки во вторую часть Гражданского кодекса и в законы "О государственном регулировании тарифов", "Об энергосбережении", "О конкуренции" и "О естественных монополиях". Необходимость в этих законах, подчеркнул Христенко, назрела уже давно, поскольку сейчас электроэнергетика, отрасль достаточно специфическая, регулируется исключительно общими гражданско-правовыми нормами и большинство конфликтных ситуаций возникает именно в силу отсутствия необходимых нормативных актов.

Законы достаточно либеральны, хотя правительство, как заверил собравшихся Христенко, не ставило перед собой такой цели: главное - обеспечить надежность функционирования российской электроэнергетики. Так, регулирующие возможности государства существенно сужаются. Правда, одновременно происходит укрепление государственной вертикали, сообщил выступавший вслед за Христенко первый замминистра экономразвития Андрей Шаронов. Главной жертвой такого подхода оказались регионы. Они потеряют после принятия законов ряд полномочий, самое важное из которых - утверждение тарифов на электроэнергию (это право целиком переходит к федеральной власти). Поэтому неудивительно, что 30 регионов уже направили на правительственный пакет отрицательное заключение.

В ходе работы над законопроектами почти по всем спорным вопросам был найден компромисс. Например, ограничения прав собственников сетей будут существовать теперь только в двух, хотя и самых важных сферах: в вопросах заключения договоров с потребителями и в вопросах вывода сетей из эксплуатации или в ремонт. Причем ограничения эти, подчеркнул Шаронов, будут касаться только сетевых предприятий, приобретенных до вступления в силу закона.

Компромиссными являются и многие другие положения. В этой связи интересна критика, которой подверг правительственный пакет глава правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс: он упрекнул его в "недоделанности". По мнению Чубайса, в электроэнергетике должны быть четко выделены рыночный и контролируемый сектора. При этом рыночный сектор должен быть рыночным в полном смысле этого слова. В первую очередь это означает необходимость свободного ценообразования (главу РАО, в частности, не удовлетворяют положения закона, предусматривающие установление пределов тарифов и надбавок для перепродавцов). С другой стороны, контролируемый сектор в электроэнергетике должен регулироваться "жестко и без компромиссов" (так, по словам Чубайса, необходим жесткий контроль действий независимых от РАО собственников сетей).

Несмотря на откровенно лоббистский характер этих замечаний, стоит признать, что главную слабость правительственного пакета Чубайс подметил очень четко: как продукт компромисса, он не может полностью удовлетворить никого из заинтересованных сторон. А ведь, как отметил Шаронов, правительственный пакет затрагивает очень разные группы интересов.

Именно поэтому упреки в адрес пакета звучат со стороны не только таких либералов, как Чубайс, но и тех, кто опасается потери государством контроля над отраслью. Так, на заседании комитета членам правительства был задан вопрос по поводу все тех же пределов тарифов на электроэнергию. После принятия пакета государство получит право устанавливать такие пределы только в определенных законом случаях (например, если на рынке дефицит электроэнергии), что может серьезно ограничить его возможности по регулированию отрасли. Христенко на это поспешил заметить, что право устанавливать пределы тарифов остается в руках у государства, которое сможет в случае необходимости сохранять их столько времени, сколько сочтет нужным. Понятно, что такое заявление не может, с одной стороны, успокоить противников либерализации отрасли, а с другой - понравиться либералам.

В правительстве надеются, что Дума рассмотрит законы в первом чтении в течение месяца, то есть до окончания весенней сессии. По словам Шаронова, первое чтение может состояться уже 27 июня. Для этого нужно, чтобы законопроекты были оперативно рассмотрены на комитетах по экономической политике и по промышленности, а затем по фракциям (сейчас правительственный пакет поддержала только фракция СПС). Тем не менее, как представляется, первое чтение пакет должен пройти без особых проблем. Другое дело - второе чтение, когда ожидается достаточно серьезная схватка "разных групп интересов". О необходимости внесения в пакет "жестких поправок" после первого чтения уже успел заявить Анатолий Чубайс.

Гонтмахер Алина
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).