Впервые с 2000 года в рейтинге крупнейших компаний России RAEX-600 сменился лидер: «Газпром» потерял первое место, уступив лидерство «Роснефти», которая одновременно обогнала «Лукойл».
По итогам 2019 года рублевая выручка «Газпрома» уменьшилась на 6,5% из-за снижения цен на энергоносители и, что гораздо более существенно с точки зрения долгосрочных последствий, постепенного вытеснения российского газового концерна с европейского рынка, указывает «Коммерсантъ».
У «Роснефти» объем выручки вырос на 10,2%, что позволило ей обогнать сразу двух конкурентов, «Газпром» и «Лукойл», у которого выручка снизилась на 1%. У других крупных нефтегазовых компаний минимальный рост выручки: у «Сургутнефтегаза» 1% и у «Татнефти» 2,4%.
Рост выручки «Роснефти» объясняется в основном значительным увеличением объемов реализации нефти (на 20,1%). Наибольший вклад в прирост консолидированной выручки компании внесли поставки сырой нефти азиатским потребителям, в первую очередь в Китай. Продажи компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе в натуральном выражении выросли в 2019 году на 34,6% и на конец года достигли почти 30% общего объема реализации нефти, тогда как рост на европейском и прочих направлениях составил всего 9,3%.
Таким образом стратегия «Роснефти» по переориентации экспортных потоков в Азию оказалась оправданной и теперь приносит плоды.
Помимо «Роснефти» высокие темпы роста выручки среди крупнейших представителей нефтегазовой отрасли продемонстрировало только подконтрольное НОВАТЭКу предприятие по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», строительство которого было завершено осенью 2018 года (рост выручки на 35%).
Управляющий партнер WMT Сonsult Екатерина Косарева уверена: «На протяжении многих лет "Роснефть" активно работала над диверсификацией своих экспортных потоков, и сегодня мы можем увидеть результаты этой работы. В 2019 году продажи компании в Азиатско-тихоокеанском регионе выросли почти на 35% и достигли почти трети от общего объема реализации нефти. "Роснефть" с каждым годом наращивает свое присутствие в этом быстроразвивающемся регионе. Обратная ситуация у "Газпрома", который на фоне геополитического давления и аномально теплой зимней погоды в Европе теряет свою долю на рынках. Таким образом, я вижу все предпосылки того, что "Роснефть" может надолго удержать первое место в рейтинге RAEX-600. Важным фактором этого лидерства также может стать диверсифицированный портфель активов компании и восстановление нефтяного рынка – в 2021 году цена за баррель нефти может вырасти до 55-60 долларов c нынешних 40-45. При этом стоит не забывать и о том, что даже по итогам второго квартала 2020 года, худшего в истории современной нефтегазовой отрасли, "Роснефть" получила один из самых высоких среди мировых мейджоров показателей чистой прибыли, сохранила положительный свободный денежный поток и обошлась без списаний. Ожидаю, что в 2021-2022 годах компания вернется к генерированию рекордного денежного потока и продемонстрирует высокие финансовые результаты».
«Нельзя не отметить при этом, что "Газпром" всегда находился в привилегированном положении, – отмечает генеральный директор Инфо-ТЭК Терминал Рустам Танкаев. - В 70-е годы газовики почти на 40 лет получили сверхльготные условия для работы внутри страны. Кроме того, они унаследовали самые лакомые советские сырьевые активы, в то время как "Роснефть" была создана с нуля и приобретала активы с рынка по рыночной цене. Газпром — единственный экспортер газа, собственник системы газопроводов в стране, его добыча при сравнимом приведении нефти и газа в два с половиной раза больше, чем у Роснефти. При этом компания каким-то непостижимым образом проигрывает нефтяникам и по выручке и по капитализации (Роснефть по этому показателю опережает Газпром на 1,3 млрд долларов)».
«Газовая монополия всегда воспринималась как геополитический инструмент, — добавляет старший аналитик WMT Валерий Андрианов, — поэтому получала таможенные, налоговые, административные преференции от регулятора и монопольное право на экспорт газа. "Роснефть", в свою очередь, таких преимуществ не имела, работая в жесткой рыночной среде. Несопоставимо и налоговое бремя: в 2019 году Роснефть перечислила в бюджеты всех уровней 3,6 триллионов рублей, став крупнейшим налогоплательщиком страны. Нынешний уровень налогообложения нефтяников составляет от 60 до 80 % от выручки, у "Газпрома" – 30%».
При этом, как замечает Рустам Танкаев, «Газпром» сосредоточился на экспортных мегапроектах, практически полностью игнорируя проблемы, связанные с внутренним потреблением: «На сегодняшний день уровень газификации в стране составляет всего 68%, а в сельской местности еще ниже — 58%. А ведь затраты на газификацию регионов составляет лишь 1% от экспортной выручки монополиста».
«У газовой монополии есть созданная в советские времена колоссальная система трубопроводов, которую она загружает лишь на две трети, — подчеркивает инвестиционный стратег "Арикапитала" Сергей Суверов. — В 2007 году, когда капитализация Газпрома превышала $360 млрд и компания входила в тройку мировых лидеров по этому показателю Алексей Миллер уверял, что через 5-7 лет "Газпром" будет стоить $1 трлн. Но вместо трехкратного роста компания продемонстрировала семикратное падение капитализации. Все это время "Газпром" практически не задумывался о том, как приумножить свое советское наследство, «Роснефть» же росла за счет приобретений, и, подчеркнем, по рыночной цене. И последнее, о чем, как ни странно, забывают аналитики, "Роснефть", опять же в отличие от "Газпрома", находится под санкциями, и хотя бы по этой причине сравнение показателей двух компаний — дело неблагодарное. Напомним цитату пресс-секретаря Газпрома Сергея Куприянова: "Газпром — это не цифры, а состояние души!"»