Россия предложила Китаю долю в крупнейшем добывающем активе «Роснефти» - Ванкорском кластере. Об этом заявил 1 сентября президент России Владимир Путин, который вместе с вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли торжественно запускал строительство газопровода «Сила Сибири» из России в Китай.
«Государство будет поддерживать такие планы, будем приветствовать ваше участие»,— заявил Путин. Президент подчеркнул, что Россия «очень аккуратно подходит к допуску иностранных партнеров, однако «для наших китайских друзей ограничений нет». Чжан Гаоли, в свою очередь, заверил, что Китай будет для России надежным партнером.
По данным «Коммерсанта», китайская госкомпания CNPC может получить до 10% в ЗАО «Ванкорнефть» примерно за миллиард долларов. «Хотя Китай сейчас партнер, давать ему слишком большую долю все-таки никто не собирается»,— пояснил источник газеты.
Ванкор должен стать ресурсной базой для поставок нефти в КНР: в 2013 году «Роснефть» заключила контракт с CNPC на экспорт за 25 лет 360 млн тонн на 270 млрд долларов, получив 17 млрд долларов предоплаты. Кроме того, есть контракт и с китайской Sinopec о поставках 100 млн тонн. Источник газеты считает, что сейчас полезно иметь такого партнера, как CNPC. По его словам, возможно расширение финансового сотрудничества, а для китайцев было очень важно иметь долю в добыче, так как им неинтересны поставки в чистом виде.
Другой источник отметил, что сделка по Ванкору — не просто пример растущего сотрудничества, ведь «Роснефть» получает за нее хорошие деньги.
По данным издания, «Роснефть» также ведет переговоры с CNPC о работе на шельфе Баренцева и Печорского морей и еще продолжает переговоры о передаче CNPC 49% в проекте разработки Таас-Юряхского месторождения. Кроме того, «Роснефть» предложила CNPC быть акционером нефтехимического проекта ВНХК.
Ванкор открыт в 1988 году, начальные извлекаемые запасы нефти на начало 2014 года составляли 500 млн тонн нефти и конденсата, газа — 182 млрд кубометров. В кластер, который состоит из 17 участков, также входят Сузунское, Тугульское и Лодочное месторождения. Их запасы оцениваются в 350 млн тонн нефти. Добыча нефти на месторождении началась в 2009 году. В середине августа «Роснефть» довела свою долю в ЗАО «Ванкорнефть» до 100%.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research оценил Ванкорский кластер в 8 млрд долларов. Исходя из этой суммы, пакет в 10% обойдется китайской компании в 800 млн долларов, однако эксперт не исключает, что «Роснефти» удалось договориться на большую сумму. Однако, по его мнению, сделка призвана прежде всего демонстративно укрепить связи с Китаем.
Напомним, в понедельник Владимир Путин запустил строительство газопровода «Сила Сибири», который станет основным экспортным каналом в Китай для российского газа.
Церемония соединения первого звена трубы состоялась в районе якутского села Ус Хатын. «Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего - с нашим ключевым партнером Китаем», - объявил Путин.
Россия и Китай могут подписать межправительственное соглашение о поставках газа по восточному маршруту в октябре 2014 года, а контракт по поставкам газа в Китай по западному маршруту может быть подписан в ноябре на встрече глав двух государств, сообщает ИТАР-ТАСС.
В мае текущего года Газпром и CNPC заключили контракт на поставку трубопроводного газа в КНР. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт 38 млрд кубометров российского газа в год. Его общая сумма составляет около 400 млрд долларов.
Протяженность нового газопровода составит около 4000 км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - 800 км), мощность - 61 млрд кубометров газа в год. Маршрут трассы пройдет вдоль действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Ориентировочная стоимость строительства «Силы Сибири» составит 770 млрд рублей.
Отметим, что Китай расширяет сотрудничество с Россией и в сфере автомобильной промышленности. Как ранее сообщал «Коммерсантъ», несмотря на хроническое падение российского авторынка, китайский автоконцерн Lifan планирует построить в России завод мощностью до 100 тысяч машин в год, вложив в него около 300 млн долларов.
Как заявил на Московском автосалоне гендиректор российского представительства Сунь Цзэцзюнь, мощность завода планируется на уровне 60 тысяч автомобилей в год. Строительство может начаться в 2015 году и завершится через два с половиной года.
По словам Сунь Цзэцзюня, переговоры ведутся с рядом российских регионов, в том числе с Калужской областью. В качестве площадок рассматриваются также Татарстан, Тульская и Самарская области. Окончательное решение о строительстве может быть принято до конца года.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2013 году Lifan стал самым продаваемым китайским брендом в России — продажи марки выросли на 34%, до 27,5 тысяч машин, а доля Lifan на рынке составила 1%. Впрочем, по итогам первого полугодия 2014 года продажи Lifan сократились на 12%. Падение продаж показывают и остальные китайские бренды: например, в июле продажи Geely упали на 51%, до 1,3 тысяч автомобилей, а Chery — на 34%, до 1,2 тысяч машин. Издание отмечает, что совокупная доля китайских брендов на российском авторынке остается незначительной — по итогам прошлого месяца она была на уровне 3,5% (около 6,5 тысяч машин).