будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
рейтинги Всемирный экономический форум
Июль 2, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Россия, которую мы потеряли

Россия, которую мы потеряли
economic1
Рейтинг конкурентоспособности стран 2014. Источник: Фото: weforum.org

В рейтинге стран по конкурентоспособности Всемирного экономического форума, который был опубликован 3 сентября, Россия заняла рекордное для себя 53-е место, поднявшись за год на 11 позиций. Помимо всего прочего, это еще и самый большой скачок России за все время существования рейтинга.

На первых местах, как обычно, расположились европейские страны, а также Соединенные Штаты, Япония, Сингапур и Гонконг.

 

Россию традиционно обогнали не только страны Балтии (Эстония на 29 позиции соседствует с Китаем и Исландией), но и партнер по Таможенному союзу Казахстан, занявший 50-ю строчку, и даже Азербайджан, который на 38 позиции идет сразу за Чехией.

И все же 53-е место — это не так плохо. Рейтинг составлялся на основе официальной статистики и опросов предпринимателей. Россия улучшила как абсолютные значения практически по всем направлениям, так и относительные позиции. Таким образом рост произошел не только за счет работы над собой, но и за счет общего ухудшения ситуации в остальных странах.

 

Отчет составляется по многим показателям, которые разделены на три субиндекса, которые, в свою очередь, делятся на направления. Так, например, субиндекс «Базовые показатели» разделен на показатели качества работы публичных институтов, правосудия, государственных органов и т. д. Для оценки всего этого специалисты изучают непредвзятость судов, качество защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, уровень коррупции, прозрачность политических решений и т. д. В целом по базовому субиндексу Россия занимает 44-е место, что выше среднего.

Хуже всего в базовом субиндексе дело обстоит с качеством дорог (124-е место), с защитой прав собственности (120-е), с правами миноритариев (118-е), а также с инфляцией (115-е). Лучше всего в этом разделе выступил государственный долг (10-е место), доступность мест у авиаперевозчиков (11-е), количество мобильных телефонов (20-е) и качество железнодорожной инфраструктуры (26-е).

Во втором субиндексе, который оценивает эффективность экономики, Россия занимает 41-ю позицию, что также лучше среднего. Тут лучший показатель — размер экономики, которая в пересчете по паритету покупательной способности занимает 6-е место в мире. Помимо размера рынка, который напрямую зависит от размера экономики, в России также все хорошо с охватом высшего образования (19-е место), со связью оплаты с производительностью труда (24-е), а также с гибкостью заработной платы (28-е).

Обеспокоенность экспертов вызывает доля импорта и экспорта в ВВП (133-е и 104-е место соответственно), стоимость сельскохозяйственной политики (122-е место), а также слишком малое количество компаний в собственности иностранцев (124-е место).

По третьему блоку, который оценивает инновации и уровень развития бизнеса, Россия занимает аж 75-е место. Нельзя сказать, чтобы показатели в этом субиндексе были очень плохи — просто в нем отсутствуют строчки, в которых Россия занимает места сильно выше среднего, как было в предыдущих двух блоках. Тут лучше всего дело обстоит с количеством патентов (43-е место) и с качеством исследовательских институтов (56-е), зато опрошенные предприниматели, судя по всему, вообще ничего не знают о производственных кластерах (118-е место).

Надо сказать, что в другом любимом россиянами рейтинге Doing Business (Ведение бизнеса) страна занимает далеко не столь почетное 92 место. Дело в том, что в нем основной вес имеют именно показатели качества государственного регулирования, которые по традиции в России далеко не на высоте — в рейтинге МЭФ это только четверть показателей. Впрочем, и в Doing Business России постепенно улучшает свои позиции: со 124 места в 2011 году она поднялась до 92 в 2014.

Самое неприятное в публикации рейтинга это то, что статистика бралась по итогам 2013 года, а опросы предпринимателей проходили в самом начале 2014 года — то есть еще до разворачивания украинского кризиса и введения секторальных санкций против России. Иными словами, рейтинг, который и так является далеко не идеальным способом отражения реальности, еще и устарел до момента публикации.

В отчете Всемирного экономического форума прямо говорится, что последствия конфликта на Украине могут оказаться очень серьезными. Инновационный и образовательный сектора экономики достаточно сильно зависят от государственного финансирования, а оно может сильно сократиться в результате санкций. Также пострадать могут поставки газа и нефти в Европу — а это не только экспорт и макроэкономическая стабильность бюджета, но и проблемы с транспортной инфраструктурой.

Вообще публикация рейтинга конкурентоспособности государств в лишний раз напоминает, что долгая и муторная работа по улучшению инвестиционного климата, по сокращению на один день какой-нибудь бюрократической процедуры, по выстраиванию макроэкономической политики, может быть в один день перечеркнута одним политическим решением — например, по присоединению Крыма.

И все бы, в целом, ничего, но по какой-то причине россияне очень любят рейтинги и в целом достаточно бессмысленные соревнования — а значит и в будущем придется следить за положением страны в том или ином докладе, о движении вверх или вниз.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).