В понедельник поздно вечером по московскому времени агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг России до уровня BB+. Таким образом, по мнению агентства, российские долговые бумаги теперь имеет смысл покупать только спекулянтам, которые ищут высокой прибыли за счет высоких же рисков. Более распространенное название спекулятивного уровня — мусорный рейтинг. Во всяком случае российские рынки сейчас чувствуют себя именно так.
В пояснении к решению о снижении рейтинга аналитики S&P указали, что перспективы российской экономики постоянно ухудшаются, пространство для маневра сужается, резервы сокращаются. Все это приводит к связыванию рук ЦБ: после повышения ключевой ставки до 17% рубль продолжил падение, а кредитование фактически остановилось, что подрывает перспективы восстановления экономики.
Рост ВВП, о прогнозу S&P, в 2015-2017 гг в среднем не превысит 0,5%, хотя в прошедшие четыре года экономика росла в среднем на 2,4%. В тоже время дефицит бюджета из-за ослабления фискальной политики неминуемо возрастет.
На рейтинг также негативно влияет низкое качество институтов и государственного управления, которое в России слишком централизовано. Федеральное правительство в ближайшие годы вряд ли сможет решить структурные проблемы, снизить значение государства в экономике, побороть коррупцию и т. д.
Следующий пересмотр рейтинга намечен на апрель, причем с вероятностью в 50% он будет вновь снижен, говорится в заявлении S&P. Это произойдет, если государство, например, ограничит движение капитала или если резервы ЦБ сократятся существенно сильней, чем это ожидается.
Если подходить к вопросу со всей серьезностью, то название «мусорный рейтинг» не вполне верное, хоть и броское, отчего его и любят журналисты, в том числе крупных деловых изданий. Не зря в документах рейтинговых агентств применяется термин «спекулятивный рейтинг».
Долговые обязательства государств, регионов, коммерческих компаний и даже людей используются, как правило, для двух целей. Кредитор хочет либо заработать, либо сохранить свои средства.
Хорошая аналогия в этом случае — покупка валюты. Чтобы отложить деньги на старость, люди покупают доллары, евро, фунты, франки: даже если стоимость этих валют снизится, с высокой долей вероятности можно утверждать, что всю стоимость они не потеряют. Если же человек хочет заработать, то он может покупать валюты «второго эшелона». Например курс российского рубля с 2003 по 2008 гг вырос более чем на треть, с почти 32 до 23 рублей за доллар. Удачливый спекулянт мог заработать за это время целое состояние, но для того, чтобы не потерять, он должен был постоянно следить за рынком.
Рейтинговые агентства созданы для того, чтобы помочь кредиторам оценить, насколько надежен тот или иной заемщик — соответственно рассчитать, каков риск его банкротства и исходя из этого установить процент, под который выдается кредит.
Понижение российского рейтинга до спекулятивного уровня «всего лишь» означает, что российское федеральное правительство, регионы, а также банки и коммерческие компании смогут брать в кредит только под высокие проценты — согласно действующим для России правилам рейтинги регионов и корпораций не могут быть выше странового рейтинга. «Всего лишь» — потому что из-за санкций, которые страны Европы и Северной Америки планомерно вводили против России весь 2014 год, российские заемщики уже отрезаны от дешевого кредита, во многом это как раз и стало причиной обвала рубля в конце года, компаниям для возврата долгов приходилось не брать новые кредиты, а покупать валюту на открытом рынке.
Еще одно неприятное последствие снижения кредитного рейтинга до спекулятивного уровня — необходимость досрочного погашения некоторых долгов. Дело в том, что в кредитных договорах иногда прописывается пункт, который обязывает заемщика выплачивать долг досрочно, если его кредитный рейтинг опускается ниже определенного уровня.
Министр экономики Алексей Улюкаев еще месяц назад оценил расходы, которые понесут российские компании в случае снижения рейтинга страны ниже инвестиционного, в 20-30 млрд долларов. Это, конечно, неприятно, но не так много. Минэкономики, по данным «Коммерсанта», рассматривает возможность выкупа таких долгов у зарубежных компаний и банков. Минфин, как и положено хранителю государственной казны, открыто выступает против такой идеи, тем более ни одна антикризисная программа не предусматривает выделение на это денег.
Также стоит добавить, что все негативные последствия понижения кредитного рейтинга не наступят мгновенно: два основных конкурента S&P, агентства Fitch и Moody's, пока не понизили кредитный рейтинг России до спекулятивного уровня, хотя мало кто сомневается в том, что они сделают это в ближайшее время — слишком плохо выглядят российская экономика и государственные финансы после обвала цен на нефть и введения санкций западными странами.
Отношение к понижению кредитного рейтинга хорошо показывает реакция рынков. Помимо того, что присвоение «мусорного рейтинга» не влечет значительного ущерба для экономики, оно еще и давно ожидалось: в результате на вечерних торгах доллар вырос более чем на два рубля, но уже утром российская валюта «отыграла» половину этого падения.
Как своего рода подтверждение позиции S&P утром во вторник газета «Ведомости» опубликовала результаты стресс-теста, который провел Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По расчетам аналитиков, уже в 2015 году могут закрыться около 200 банков — это четверть всех кредитных учреждений в России. В 2016 году без поддержки государства разорятся еще 160 банков.
Специалисты уже давно говорили, что российская банковская система слишком обширна — эксперты считают, что стране хватит и 200 банков, а сегодня деятельность ведут более 800 учреждений. Причем на первые пару сотен крупнейших банков приходится около 95% рынка, то есть процесс консолидации банков, в теории, не должен заметно отразиться на экономике.
Но маленькие банки — не всегда ненужные. Некоторые выполняют важные функции в своих регионах, некоторые, хоть и являются «карманными структурами» тех или иных корпораций, позволяют им оптимизировать расходы, и исчезновение этой возможности мгновенно отразится на их балансе.
Проблема российского банковского сектора и неспособность регулятора рынка, Центрального банка, быстро и эффективно навести порядок, так чтобы экономика страны не почувствовала проблем, это и есть неразвитость институтов и отсутствие пространства для маневра у правительства и ЦБ. И выражается эта неразвитость институтов, к сожалению, далеко не только в проблемах в банковском секторе.