Розничные цены на бензин в 2015 году, судя по всему, вырастут по крайней мере на 3 рубля, а в следующие два года стоимость моторного топлива будет расти на 1,6-1,8 рублей. Повышение цен станет результатом давления региональных властей на федеральное правительство: если не увеличить акцизы, местные дорожные фонды окажутся без финансирования.
К росту цен на топливо в любом случае должен был привести налоговый маневр, суть которого заключается в переносе налоговой нагрузки с экспортеров нефти на производителей. Действие с учетом отмены таможенных границ с соседними государствами, Белоруссией и Казахстаном, вполне логичное.
Особенно Белоруссия долгое время увлекалась покупкой российской нефти по внутренней цене, ее переработкой и продажей за границу. В какой-то момент Москве удалось договориться с Минском о том, что белорусская экспортная пошлина отчасти будет возвращаться в российский бюджет, но все равно правительство Лукашенко смогло добиться того, что Россия будет ему компенсировать потери от налогового маневра.
Но перенос налоговой нагрузки с экспортеров на производителей имеет и другие закономерные последствия, а именно — увеличения цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Так, например, заместитель министра финансов Сергей Шаталов подсчитал, что только за счет маневра, без учета других факторов (таких, как инфляция), цена литра бензина будет ежегодно расти на 1,8 рубля.
Цена бензина, конечно, не размер пенсии, но все-таки тема остросоциальная, в стране десятки миллионов автолюбителей, а стоимость топлива очень хорошо запоминается и ее увеличение легко отслеживается. Фактически рост цен на бензин — вынужденная мера, поскольку все прочие участники производственной цепочки, от федерального бюджета до сетей бензоколонок, и так лишними средствами не располагают.
Налоговый маневр проводится одновременно с другой реформой: правительство стимулирует корпорации, в собственности которых находятся нефтеперерабатывающие заводы, перейти к выпуску бензина высокого экологического класса. В теории государство и так обязало НПЗ перейти на выпуск бензина экологических классов Евро-4 и Евро-5, но в России не слишком много НПЗ, так что такие решения в любом случае принимаются в результате многосторонних переговоров — правительство физически не сможет закрыть какой-то НПЗ из-за нарушений плана модернизации, есть угроза разрушить весь нефтяной рынок страны.
В итоге было решено повышать акциз на производство бензина класса Евро-2 и Евро-3 и снижать акциз на бензин класса Евро-4 и Евро-5. Система стимулов сработала: «Лукойл», «Башнефть» и «Газпром Нефть» успели модернизировать все свои предприятия и рассчитывали за счет этого сэкономить на акцизах сотни миллионов долларов.
Однако не все оказались довольны такой схемой: акцизы хоть и устанавливает правительство, но поступают они в значительной мере в региональные дорожные фонды, которые и так испытают хронический недостаток средств, а от них Владимир Путин потребовал еще и ускорить дорожное строительство.
Правительство собиралось компенсировать потери дорожных фондов целевыми трансфертами из федерального бюджета, но региональные власти такой схемой оказались недовольны. Во-первых, это позволяло рассчитывать на сохранение размера дорожных фондов, но не на их увеличение. Во-вторых, федеральный бюджет в последнее время испытывает определенные трудности, неудивительно, что регионы стараются получить деньги в обход федерального правительства.
Так, глава Татарстана Рустам Минниханов 8 октября на заседании Госсовета предложил президенту поднять на один рубль акцизы на все виды топлива, и эта идея была поддержана всеми присутствовавшими губернаторами. Крупнейшие регионы из-за снижения акцизов недополучают миллиарды рублей: дорожный фонд Татарстан оказался «в минусе» на 2 млрд, Самарской области — на 1,5 млрд. По подсчетам Министерства транспорта, всего регионы недополучат 100 млрд рублей.
Теперь уже, по данным «Коммерсанта» и «Ведомостей», поправки в законопроект о налоговом маневре, предусматривающие повышение акцизов, уже написаны — осталось только дождаться принятия документа Государственной Думой.
Если рост акцизов будет полностью переложен на потребителя, то цены на бензин в 2015 году могут вырасти на 15%: половина этого роста придется на разогнавшуюся в последние месяцы инфляцию, третья часть на последствия налогового маневра, остальное — на рост акцизов на бензин.
Возмущаться, помимо населения, будут нефтяные компании: они проводили модернизацию НПЗ в расчете на скидку по акцизам, но в итоге ее не получат. Ранее акцизы на бензин класса Евро-5 планировалось снизить на 45,8%, после поднятия акцизов на рубль скидка будет всего 29%.
Подорожание бензина в России особенно интересно смотрится на фоне снижения его стоимости в других странах. Мировые цены на нефть в последние месяцы упали почти на четверть, так снижения стоимости ее производных — вполне ожидаемое явление. В Соединенных Штатах цена литра бензина упала с 86 центов год назад до 79 центов сегодня. Это с учетом того, что в среднем 13 центов в цене бензина — это налоги (в зависимости от штата уровень меняется от 8 центов на Аляске до 18 центов в Калифорнии). На заправках в Европе цены на бензин тоже то и дело снижаются на один-два евроцента.
Впрочем, в России взаимосвязь цен на нефть и цен на бензин, как это не удивительно, не очень сильная. По подсчетам специалистов, только 20% цены бензина — это нефть, остальное добавляется за счет налогов и сборов, логистики, содержания инфраструктуры и, конечно, получения прибыли всеми участниками процесса.
Гражданам остается рассчитывать только на правительство, которое будет заботиться о социальной стабильности и постарается заставить компании, занимающиеся производством и продажей топлива, взять хотя бы часть расходов на себя. Иначе Россия может стать уникальной страной еще по одному показателю: снижение цены на нефть на 20% будет сопровождаться повышением цены бензина, по крайней мере, на 10%.