будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бензин
Июль 6, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Российская уникальность цены на бензин

Розничные цены на бензин в 2015 году, судя по всему, вырастут по крайней мере на 3 рубля, а в следующие два года стоимость моторного топлива будет расти на 1,6-1,8 рублей. Повышение цен станет результатом давления региональных властей на федеральное правительство: если не увеличить акцизы, местные дорожные фонды окажутся без финансирования.

К росту цен на топливо в любом случае должен был привести налоговый маневр, суть которого заключается в переносе налоговой нагрузки с экспортеров нефти на производителей. Действие с учетом отмены таможенных границ с соседними государствами, Белоруссией и Казахстаном, вполне логичное.

Особенно Белоруссия долгое время увлекалась покупкой российской нефти по внутренней цене, ее переработкой и продажей за границу. В какой-то момент Москве удалось договориться с Минском о том, что белорусская экспортная пошлина отчасти будет возвращаться в российский бюджет, но все равно правительство Лукашенко смогло добиться того, что Россия будет ему компенсировать потери от налогового маневра.

 
Сергей Шаталов

Но перенос налоговой нагрузки с экспортеров на производителей имеет и другие закономерные последствия, а именно — увеличения цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Так, например, заместитель министра финансов Сергей Шаталов подсчитал, что только за счет маневра, без учета других факторов (таких, как инфляция), цена литра бензина будет ежегодно расти на 1,8 рубля.

Цена бензина, конечно, не размер пенсии, но все-таки тема остросоциальная, в стране десятки миллионов автолюбителей, а стоимость топлива очень хорошо запоминается и ее увеличение легко отслеживается. Фактически рост цен на бензин — вынужденная мера, поскольку все прочие участники производственной цепочки, от федерального бюджета до сетей бензоколонок, и так лишними средствами не располагают.

Налоговый маневр проводится одновременно с другой реформой: правительство стимулирует корпорации, в собственности которых находятся нефтеперерабатывающие заводы, перейти к выпуску бензина высокого экологического класса. В теории государство и так обязало НПЗ перейти на выпуск бензина экологических классов Евро-4 и Евро-5, но в России не слишком много НПЗ, так что такие решения в любом случае принимаются в результате многосторонних переговоров — правительство физически не сможет закрыть какой-то НПЗ из-за нарушений плана модернизации, есть угроза разрушить весь нефтяной рынок страны.

В итоге было решено повышать акциз на производство бензина класса Евро-2 и Евро-3 и снижать акциз на бензин класса Евро-4 и Евро-5. Система стимулов сработала: «Лукойл», «Башнефть» и «Газпром Нефть» успели модернизировать все свои предприятия и рассчитывали за счет этого сэкономить на акцизах сотни миллионов долларов.

Однако не все оказались довольны такой схемой: акцизы хоть и устанавливает правительство, но поступают они в значительной мере в региональные дорожные фонды, которые и так испытают хронический недостаток средств, а от них Владимир Путин потребовал еще и ускорить дорожное строительство.

Правительство собиралось компенсировать потери дорожных фондов целевыми трансфертами из федерального бюджета, но региональные власти такой схемой оказались недовольны. Во-первых, это позволяло рассчитывать на сохранение размера дорожных фондов, но не на их увеличение. Во-вторых, федеральный бюджет в последнее время испытывает определенные трудности, неудивительно, что регионы стараются получить деньги в обход федерального правительства.

 
Рустам Минниханов

Так, глава Татарстана Рустам Минниханов 8 октября на заседании Госсовета предложил президенту поднять на один рубль акцизы на все виды топлива, и эта идея была поддержана всеми присутствовавшими губернаторами. Крупнейшие регионы из-за снижения акцизов недополучают миллиарды рублей: дорожный фонд Татарстан оказался «в минусе» на 2 млрд, Самарской области — на 1,5 млрд. По подсчетам Министерства транспорта, всего регионы недополучат 100 млрд рублей.

Теперь уже, по данным «Коммерсанта» и «Ведомостей», поправки в законопроект о налоговом маневре, предусматривающие повышение акцизов, уже написаны — осталось только дождаться принятия документа Государственной Думой.

Если рост акцизов будет полностью переложен на потребителя, то цены на бензин в 2015 году могут вырасти на 15%: половина этого роста придется на разогнавшуюся в последние месяцы инфляцию, третья часть на последствия налогового маневра, остальное — на рост акцизов на бензин.

Возмущаться, помимо населения, будут нефтяные компании: они проводили модернизацию НПЗ в расчете на скидку по акцизам, но в итоге ее не получат. Ранее акцизы на бензин класса Евро-5 планировалось снизить на 45,8%, после поднятия акцизов на рубль скидка будет всего 29%.

Подорожание бензина в России особенно интересно смотрится на фоне снижения его стоимости в других странах. Мировые цены на нефть в последние месяцы упали почти на четверть, так снижения стоимости ее производных — вполне ожидаемое явление. В Соединенных Штатах цена литра бензина упала с 86 центов год назад до 79 центов сегодня. Это с учетом того, что в среднем 13 центов в цене бензина — это налоги (в зависимости от штата уровень меняется от 8 центов на Аляске до 18 центов в Калифорнии). На заправках в Европе цены на бензин тоже то и дело снижаются на один-два евроцента.

Впрочем, в России взаимосвязь цен на нефть и цен на бензин, как это не удивительно, не очень сильная. По подсчетам специалистов, только 20% цены бензина — это нефть, остальное добавляется за счет налогов и сборов, логистики, содержания инфраструктуры и, конечно, получения прибыли всеми участниками процесса.

Гражданам остается рассчитывать только на правительство, которое будет заботиться о социальной стабильности и постарается заставить компании, занимающиеся производством и продажей топлива, взять хотя бы часть расходов на себя. Иначе Россия может стать уникальной страной еще по одному показателю: снижение цены на нефть на 20% будет сопровождаться повышением цены бензина, по крайней мере, на 10%.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).