В ближайшее время правительство России введет новые правила растаможивания импортных автомобилей. Вкратце они сводятся к тому, что теперь за ввоз иномарок в возрасте от трех до семи лет физические лица будут вносить такие же суммы, как и юридические. Это довольно смелая новация, так как в российских таможенных правилах всегда существовало четкое разделение между лицами юридическими и физическими. Предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность, были обязаны оплачивать все виды налогов и сборов: таможенный тариф, налог на добавленную стоимость (для импортеров) и таможенные услуги. Для граждан правила были другими. Еще с советских времен считалось, что товары, приобретенные за границей для личного потребления, обложению на таможне не подлежат, так как уплата этого дополнительного налога приведет к снижению жизненного уровня населения. Данная норма успешно перекочевала уже в российские таможенные правила, по которым груз весом до 50 кг. и стоимостью до 1000 долларов ввозится бесплатно, а вот если багаж гражданина эти пределы превышает v за него надо платить. Но не пошлину, а сбор, который является единым для всех видов грузов v в отличие от пошлин, которые дифференцированы по товарным группам. Поэтому при ввозе легковых автомобилей физические лица платили именно таможенный сбор, причем более низкий, чем импортеры v юридические лица. А про остальные налоги речи уже не было.
Разумеется, после резкого падения доходов населения в 1992 году воспользоваться правом бесплатного ввоза товаров обычные физические лица уже не могли. У них денег и на автобусный-то билет на заграничный рейс не хватало, не то что на какие-то товары иностранного производства. Зато эту норму закона на 100 и более процентов использовали индивидуальные перевозчики, в просторечии именуемые челноками. Благодаря их усилиям поток беспошлинных товаров хлынул через таможенную границу России и в скором времени составил серьезную конкуренцию как отечественному производителю, так и тому же импортеру, только оптовому, вынужденному платить все налоги. Пока скудный российский рынок не был насыщен, власти смотрели на подобные фокусы сквозь пальцы, не обращая внимания на жалобы потерпевших от недобросовестной конкуренции. Но после того как все сегменты товарного рынка оказались заполнены, государство решило вмешаться и установить единые правила для всех.
Первой жертвой стали импортеры легковых автомобилей, чья трудовая деятельность воспринимается как серьезное препятствие для развития российского автопрома. Конечно, производители «Жигулей» и «Волг» страдали от импорта еще в 1997v1998 годах, но тогда их спасла девальвация, после которой объем импорта иномарок резко снизился. А продажи и выпуск отечественных автомобилей, наоборот, возросли. Но не прошло и трех лет, как ситуация вновь повторилась: ввоз импортных автомобилей достиг уровня 1997 года, а производство российских машин снизилось. Более того, никакой спасительной девальвации на горизонте не видно, наоборот, идет ревальвация рубля, как относительная, так и абсолютная. В этих условиях российскому автопроизводителю, чтобы окончательно не разориться, оставалось уповать только на
Если бы автопром запросил защиты еще два года тому назад, его шансы на успех выглядели бы как 50 на 50 v кроме российских производителей автомобилей, есть еще российские потребители и импортеры. Все они были бы отнюдь не в восторге от подобных мер таможенной защиты. Но сейчас вероятность победы гораздо выше: у нашего автопрома появился новый, серьезный союзник. Это не новые организации тех, кого еще недавно называли «красными директорами», не отраслевые профсоюзы и даже не российские антиглобалисты. Все совсем наоборот v на защиту отечественного автопрома поднялись- крупные международные автомобильные концерны.
Это союз кажется странным, но только на первый взгляд. Во-первых, между этими группами производителей практически нет конкуренции v ведь российские автомобили борются за существование с подержанными иномарками, а не с новыми. С новыми они не могут конкурировать, так как находятся в совершенно разных сегментах рынка. Во-вторых, российские автозаводы (конечно, неформально), являются филиалами этих самых иностранных концернов, так как «Жигули» v это FIAT, а «Москвич» v Renault. И в-третьих, как следствие, наши новые российские автомобили v это те же иномарки, но только с более низким качеством сборки и с более ранней датой снятия модели с конвейера, чем продающиеся на авторынке. В этом раскладе сил крайними оказываются как раз подержанные машины v они мешают и нашим, и иностранным производителям. Почему они мешают нашим, это и так понятно, а вот мировым гигантам они стали мешать совсем недавно, в связи с ростом объемов продаж внутри страны новых машин и последовавшим за ним переносом производства некоторых корпораций в Россию. Пока объемы продаж новых машин были незначительными, их сосуществование с подержанными версиями оставалось мирным. Но как только продажи начали расти, а с запуском сборочных линий они должны увеличиться еще сильнее v на относительно узком российском рынке старым и новым машинам стало не разъехаться. Поэтому в действие был пущен хорошо известный маркетинговый ход v введение заградительных пошлин, которые должны помочь расчистить авторынок для массовых продаж новых автомобилей.
Дискуссия о необходимости ввести повышенные пошлины на иномарки велась весь прошлый год, пока не завершилась победой автопроизводителей v пошлины были повышены. Но, как выяснилось позже, эта победа была мнимой, так как повышение коснулось только машин, ввозимых юридическими лицами. А физических лиц, на которых приходиться 80% ввоза автомобилей, они не затронули. В результате импорт подержанных иномарок не только не сократился, но даже увеличился (особенно в свете ожидавшихся еще более радикальных мер). И вот наконец через девять месяцев повышение коснется и частных лиц. Причем увеличены будут не только сборы (их доведут до уровня пошлин), но произойдет общее «уравнение в правах» юридических и физических лиц. Последние теперь будут платить такие же налоги, как и оптовые импортеры.
Приведут ли эти меры к снижению неорганизованного импорта старых автомобилей v сказать трудно. Наверняка наши умельцы придумают какую-нибудь обходную схему, и по-прежнему будут насыщать рынок недорогими иномарками. Но делать это им будет все сложнее и сложнее, так как союз российских и иностранных производителей (а иномарки будут собираться на производственных площадях российских автозаводов) v это сила, бороться с которой мелким игрокам не под силу.