Группа "ИСТ" Александра Несиса продает 82% принадлежащих ей акций Балтийского завода подконтрольной Межпромбанку Объединенной промышленной корпорации (ОПК), контролирующей главного конкурента "Балтзавода" - "Северную верфь". Сумма сделки составит порядка $100-150 миллионов, получившаяся компания станет самым крупным российским судостроителем.
До сих пор военное судостроение в Питере было разделено на две части – «Северную верфь» контролировал Борис Кузык, ОАО «Балтийский завод» - Александр Несис, который предпринял ряд неординарных шагов, чтобы получить контроль и над «Северной верфью».
Однако в результате схватки двух микроолигархов от военно-морского судостроения контроль над обоими предприятиями получил банкир Сергей Пугачев (Межпромбанк). При всех недостатках ведения бизнеса Межпромбанком, в целеустремленности некогда "кремлевскому олигарху N1" не откажешь.
В результате сложных многоходовых комбинаций - правда, несколько облегченных спором хозяйствующих субъектов - Несиса и Кузыка, сливавших представителю Кремля (как они считали) компромат друг на друга, предприятия военного судостроения перешли в руки банкира, что соответствовало глобальной идее - объединить отрасль в одних руках.
Претендовавший на долю Владимир Потанин галантно потеснился и уступил место «кремлевскому» олигарху.Специалисты полагают, что для Пугачева это был совершенно коммерческий проект, и, невзирая на присутствие «спецпредставителя» президента по российской «оборонке» Ильи Клебанова (полпред в СЗФО, известный своими симпатиями к «Северной верфи»), именно такой – совершенно коммерческой - и станет цель нового холдинга, тем более что к экспортным заказам могут добавиться и заказы от российского ВМФ.
Уже сейчас пакет заказов обеих верфей, по некоторым данным, составляет около $3 миллиардов, и перспективы у этого бизнеса очень хорошие как в России, так и за ее пределами. В ближайшее время можно ожидать поступления на верфи заказов на несколько сот миллионов долларов, в которых немалую долю составят заказы от российского ВМФ.
В принципе, объединение в одних руках отрасли - а именно такой видится цель холдинга - давно назревшая вещь. Ведь заказы ВМФ до сих пор распылялись по разным предприятиям - от Владивостока до Североморска и Новороссийска.
Создание на основе мощнейших питерских предприятий базовой компании, конечно, приведет к умиранию производства на этих судостроительных заводах, закладывавшихся под конкуренцию с Великобританией и США за господство на всех океанах, но в конечном итоге приведет к повышению конкурентоспособности судостроительной промышленности России.
Подробности в статье "Российский ВМФ напоролся на "Сибирского регистратора".