будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Российский железнодорожный тупик

Российский железнодорожный тупик
gric_big

Экономический рост в России не мог пройти мимо «Российских железных дорог», так как именно они являются основным перевозчиком грузов и пассажиров на наших необъятных просторах. Без роста работы основного перевозчика невозможно увеличение продукции, да и сам перевозчик, в тоже время, является одним из источников роста продукции, так как он является одним из крупнейших заказчиков у предприятий машиностроения и металлообработки, а расходы служащих железных дорог составляют существенную долю в совокупном потребительском спросе. Кроме того, объем работы, проделанной железными дорогами, является хорошим индикатором общего состояния экономики – чем больше грузов и пассажиров перевозиться, тем выше общий экономический рост. Однако изменения в структуре производства, в показателях экспорта или импорта продукции, а так же тарифная политика могут серьезно отразиться на объеме работы, которые выполняют железные дороги, и объеме доходов, которые они получают.

В прошедшем 2007 году железные дороги росли на уровне всей экономики – объем грузоперевозок увеличилась более, чем на 7%, что и было с гордостью зафиксировано на предновогодней пресс-конференции президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Рост перевозок был достигнут за счет «массовых грузов»: угля, нефти и нефтепродуктов, зерна, цемента, руды, черных металлов и металлолома, химикатов (минеральные удобрения). Однако среди этих массовых грузов затесался один вид, который дал снижение – это древесина. Несмотря на то, что плановое задание по погрузке и отправке древесины перевыполнено на 3%, отправка грузов на экспорт снизилась на 0,3%. Почему произошла подобная «заминка», более или мене понятно: сначала в Финляндии была забастовка на целлюлозно-бумажных комбинатах, а потом российским правительством была введена экспортная пошлина на древесину, и возить ее за границу стало не очень выгодно.

Но падение объемов услуг по перевозке леса – это еще не самое страшное, так как в структуре внешнеторговых перевозок он занимает только 8%. Серьезные трудности могут начаться тогда, когда нефтяные компании прекратят наращивать железнодорожные перевозки нефтепродуктов и нефти в экспортном направлении. А подобная перспектива не за горами, так как добыча нефти у нас практически не растет, переработка – тоже, а у некоторых нефтяных компаний даже наметился спад в добыче. Как отразиться стагнация в нефтедобыче и нефтепереработке на доходах железнодорожников, предсказать легко, так как эта товарная группа составляет 23% внешнеторговых грузов.

Кроме ухудшения дел в самой нефтяной отрасли доходы РЖД могут уменьшиться из-за перехода транспортировки нефти на более выгодные виды транспорта. Сейчас, например, нефть в Китай экспортируется по железной дороге, и компания вкладывает большие средства в расширение провозных способностей китайского направления. Пока эти затраты оправданы, потому что строительство ВСТО постоянно притормаживается, но рано или поздно этот нефтепровод будет построен, и что тогда будут возить в Китай наши железнодорожники, не совсем понятно.

Аналогичная ситуация может сложиться с перевозкой химикатов. Дело в том, что перевозка многих химических грузов для их производителей является в некотором смысле вынужденной. В советские времена ряд отраслей, в том числе и химическая, размещали свои предприятия, включенные в одну технологическую цепочку, в разных концах страны или даже за границей, в Восточной Европе. Сырье добывалось в одном месте, проходило первичную переработку в другом, потом его везли в третье место для получения полупродукта, дальше полупродукт доставлялся на четвертую площадку, и наконец почти готовая продукция (вроде пластмасс и синтетических нитей) отправлялась непосредственным потребителям, а их были сотни. Все эти передвижения осуществляли железные дороги, и стоила транспортировка немалых денег.

Сейчас эти бессмысленные переезды продолжаются, но только потому, что у химических предприятий пока нет возможности объединить всю производственную цепочку на одной производственной площадке – это дорогое удовольствие. Но как только такая возможность появится, химики обязательно ею воспользуются, а железная дорога потеряет миллионы тонн грузов и связанные с ними доходы.

Таким образом, перспективы роста грузооборота российских железных дорог не самые благоприятные. Да и сейчас, собственно, картина не слишком благостная. Хотя грузооборот возрос на 7%, но вот отправление грузов выросло только на 2,4%, а в 2006 году – на 3%. То есть грузооборот нарастает только вследствие удлинения маршрутов (что вызвано, скорее всего, ограничениями пропускной способности основных магистралей), а не увеличения количества перевозимых грузов.

Поэтому, по идее, железнодорожное руководство должно обратить свое внимание на другое направление своей деятельности – перевозку пассажиров. Этот класс потребителей уж точно никуда от РЖД не уйдет, потому что другие виды транспорта для него или недоступны (из-за дороговизны), или неудобны (из-за коротких плечей пробега). Но развитие в этом направлении сдерживает то обстоятельство, что даже услуги железнодорожного транспорта, казалось бы, самые дешевые, по-прежнему недоступны большому количеству потенциальных потребителей. Билеты дороги, а РЖД ежегодно повышает их стоимость, то ли делая вид, что компенсирует рост своих затрат от инфляции, то ли пытаясь уловить инфляционную сверхприбыль, то ли сами разогревая инфляционный процесс.

Железные дороги делают вид, что проводят собственную реформу, и выбивают себе под это право на дополнительное повышение стоимости проезда, мотивируя повышение необходимостью отмены перекрестного финансирования. То есть, борьбой с практикой финансирования относительно низкие тарифов по перевозке пассажиров относительно высокими тарифами по перевозке грузов. Считается, что снижение (или хотя бы неповышение) грузовых тарифов приведет к росту спроса на услуги грузовых перевозок, а это, в свою очередь, повлечет повышение загрузки железных дорог и рост их доходности. Но, как нам представляется, в связи с уже упомянутой предстоящей стагнацией грузоперевозок рассчитывать на увеличение грузопотоков после снижения тарифов все равно не придется. А вот потерять пассажиров из-за постоянного повышения стоимости проезда железные дороги могут очень легко.

Таким образом, несмотря на внешне хорошие показатели деятельности, «Российские железные дороги» в скором времени могут оказаться в тупике – доходы от грузоперевозок не будут расти, потому что объемы производства основных грузов не будут увеличиваться, или будут использоваться конкурирующие виды транспорта. А доходы от пассажироперевозок не будут расти из-за стагнирующего количества пассажиров, которых отпугивают постоянно растущие тарифы. К сожалению, из предновогоднего доклада Президента РЖД совсем не понятно, осознает ли Правление одной из крупнейших в мире железных дорог стоящие перед ними трудности, не говоря уже о понимании, как оно с этими трудностями собирается бороться.

Обсудить статью

См. также:

  • Лекция Бориса Родомана. Автомобильный тупик России и мира
  • Блинкин, Сарычев. Качество институтов и транспортные риски. Часть 2
  • Блинкин, Сарычев.  Качество институтов и транспортные риски. Часть 1
  • Гриценко. Транспортный выход из ипотечного кризиса
  • Блинкин. Плата за въезд
  • Блинкин, Сарычев. Городской транспорт: либеральный взгляд на проблему
  • Блинкин, Сарычев. Российские дороги и европейская цивилизация (публичная лекция)
  • Блинкин, Сарычев. Российские дороги и европейская цивилизация (тезисы выступления)
  • Гриценко. Транспортный диагноз
  • Блинкин, Сарычев. О платных дорогах и дорожных налогах
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).