Уходящий год запомнился двумя экономическими событиями: резким ростом курса рубля и летним банковским кризисом. Первое событие свидетельствовало вроде бы о силе российской экономики, второе – о ее слабости. Сила, на первый взгляд, проявлялась в том, что после многих лет падения рубля, в том числе и обвального, национальная валюта наконец-то начала укрепляться, отражая, тем самым, общий рост экономики, с одной стороны, и рост доверия хозяйственных агентов к рублю – с другой. Повышение курса рубля могло вызвать отказ от хранения наличных в долларах и поднять уровень внутренних инвестиций после их перевода в рубли. Но этого пока не случилось, так как заменить наличные доллары оказалось нечем.
Летом уходящего года Центральный банк РФ начал массовые проверки коммерческих банков на предмет соответствия их деятельности банковскому законодательству. Проверки показали, что законодательство не соблюдается, после чего Центробанк начал отзыв лицензий. Формальное прекращение деятельности нескольких средних банков породило панику на денежном рынке и массовый отток депозитов со счетов крупных банков, что дало повод говорить о банковском кризисе, напоминающем кризис 1998 года. Правда, оказалось, что 2004 год – это не 1998 год, и что паника осталась только паникой. У владельцев крупных банков нашлись дополнительные средства, которыми они смогли заткнуть дыры в балансах, появившиеся после оттока депозитов вкладчиков. А другим помощь оказал Центральный банк, “извинившись” за свое не совсем адекватное поведение.
Впрочем, найти лучшее время для зачистки банковской системы было трудно, так как наплыв валюты в страну был и остается настолько сильным, что любая паника, приводящая к массовому выходу из рублей и покупке долларов, серьезных изменений на валютном рынке не вызвала бы. Тем более, что чистить банковскую систему нужно было уже очень давно, так как свою отчетность наши банки фальсифицировали ничуть не хуже, чем Enron и WorldCom. И вкладчики этих банков рано или поздно все равно пострадали бы. Правда, вместо того, чтобы “выщелкивать” сомнительные банки поодиночке, не вызывая при этом сильного волнения, Центробанк решил прихлопнуть все сомнительные кредитные организации одним махом, и спровоцировал кризис доверия. Население, только начавшее отказываться от доллара как средства сбережения, оказалось в крайне неприятной ситуации – доллар по-прежнему падал, а перевести сбережения в рублевые депозиты оказалось делом очень опасным. Хранить же избыточные доходы в наличной рублевой форме российское население отучили уже очень давно.
Бедное население еще долго мыкалось, не зная, куда получше пристроить свои кровные, пока банковский кризис не утих, доверие не восстановилось, а рубль не продолжил свой триумфальный рост. Но кредитная база экономики на некоторое время оказалась стагнирующей: если за период с января по апрель депозиты физических лиц выросли на 16,7%, то за май они не росли вовсе, а с июня по октябрь включительно выросли только на 10%. Что не лучшим образом отразилось на экономическом росте, который по итогам года оказался ниже прошлогоднего. Правда, сейчас все немного успокоилось, тем более, что Центральный банк, кажется, определился со своей денежной и валютной политикой на следующий год.
Во-первых, Центробанк решил, судя по всему, отпустить доллар “в свободное плавание”, и корректировать только особенно резкие скачки курса. Основанием для подобного утверждения служат, во-первых, недвусмысленные указания руководства Центробанка на источник девальвации доллара – избыточная денежная эмиссия в США, которой наш ЦБ, понятное дело, ничего не может противопоставить. И, во-вторых, заявления того же руководства ЦБ, что валютные резервы у нас уже очень большие, и дальше наращивать их нет никакой необходимости. Ну, а если Центробанк перестанет покупать валюту в резерв, то тогда курсу доллара останется только падать. И падение это будет ускорено ужесточением денежной политики.
В уходящем году политика Центробанка выглядела гораздо лучше, чем в 2003-ем. Тогда денежная база за год выросла сразу на 50%, что могло спровоцировать инфляционный всплеск. В 2004 году Центробанк оказался более аккуратным, а за январь-ноябрь денежная база выросла только на 8,8%/ Это несмотря на большой приток валютной выручки, которую ЦБ пока еще покупает в резерв, и на вынужденное смягчение денежной политики летом, вызванное банковским кризисом. Хотя, как знать: в 2003 году показатель денежной эмиссии тоже весь год казался стабильным, за 11 месяцев рост составил 25%, а вот за один декабрь ЦБ поднажал: выпустил в оборот столько же денег, что и за весь прошедший период. Поскольку декабрь у нас еще не закончился, то ЦБ имеет все шансы повторить прошлогоднюю шутку, и напечатать некоторое количество миллиардов.
Но если отвлечься от гадания на кофейной гуще и предположить, что курс на денежную стабильность удастся выдержать до конца, то тогда рост денежной базы не превысит 10%. И в следующем году, надо думать, будет то же самое. В этом случае нас, наконец-то, ждет реальное падение инфляции, так как рост номинальных доходов населения будет подкреплен ростом импорта, который просто обязан подешеветь благодаря падающему доллару. В общем, если все будет хорошо, то в будущем, 2005 году, нас ждет рост если не ВВП, то хотя бы потребления, что тоже совсем не плохо.
См. также:
В Россию пришла мировая инфляция
Катастрофический рост цен на нефть
Зачем был устроен летний кризис?