Накануне визита президента Туркменистана в Москву на туркменском правительственном сайте Turkmenistan.Ru появилось сообщение о состоявшихся 19 января в Ашхабаде переговорах с высокопоставленной делегацией Китайской Народной Республики. Сообщается, в частности, что в составе делегации находился и руководитель CNPC - Китайской национальной нефтяной компании Ван Дунцзинь.
Китайские товарищи давно интересуются реконструкцией предприятий туркменского нефтяного сектора (прежде всего Сейдинского нефтеперерабатывающего завода) и ряда других промышленных предприятий Туркмении, а также проектами освоения нефтегазовых месторождений туркменского сектора Каспийского моря.
Однако главное, на мой взгляд, что на встрече, по сообщению туркменских СМИ, были рассмотрены перспективы поставок в Китай на долгосрочной основе туркменского природного газа – через узбекский газопровод . Если сделка по газу с Китаем состоится, а визит Туркменбаши в КНР намечен на весну, то это будет уже четвертый контракт по одному и тому же объему газа – рекорд, достойный Гиннеса.
В 2005 г. в Туркменистане было добыто 63 млрд кубометров газа, из которых 45,2 млрд было экспортировано. 30 млрд куб.м газа на 2006 год было законтрактовано российским «Газпромом» по цене $65 за тысячу кубов. Однако, кроме России, Туркменистан имеет договоренности о поставках газа с Украиной и Ираном. В 2006 году это объемы в 40 и 8 млрд кубометров соответственно – по цене $58 и $42 (с Ираном у Туркмении 25-летний контракт).
Теперь же еще к возможным экспортным обязательствам Туркменбаши может добавиться Китай. В Центральной Азии столкнулись интересы различных стран. Исторически центральноазиатские режимы тяготеют к России и к европейскому направлению транзита. Европа же заявляет, что ее интересы в Центральной Азии полностью совпадают с «транзитным потенциалом России».
Однако в регионе активно действуют и другие интересанты. Представляет интерес, как Россия и прежде всего «Газпром» распоряжаются уникальными возможностями для геополитической игры в ключевом регионе, который вплоть до выхода Штокмановского проекта на полную мощность может обеспечить своими ресурсами главную проблему «Газпрома» - падение добычи на старых месторождениях.
Поэтому мы внимательно наблюдаем за схемой поставок туркменского газа в Европу через Украину. Это некая модель, так же, как «Газпром» - уменьшенная и действующая модель нынешней постсоветской и постельцинской России.
Ключевые лица нынешней геополитической игры сосредоточены в Rosukrenergo и вокруг него. Директорами фирмы являются Константин Чуйченко и Олег Пальчиков. Чуйченко — бывший сотрудник КГБ из Санкт-Петербурга, член правления «Газпрома», начальник юридического департамента. Олег Пальчиков — второй руководитель «РосУкрЭнерго» — возглавлял московское представительство фирмы Eural TG. Зарегистрированная в Венгрии несколькими физическими лицами фирма получила право продавать в Европе - по квоте "Газпрома" - туркменский газ.
Это как раз самая неинтересная часть проекта. Отметим лишь, что один из директоров активно сотрудничал с о знаменитой «Итерой» - первой площадкой для согласования российско-украинских газовых интересов, зарегистрированной в США, - еще в те времена, когда Юлию Тимошенко называли "газовой принцессой" и в украинско-российско газовом хозяйстве все было спокойно.
Но вот то, что творится вокруг Rosukrenergo, способно ужаснуть любого, кто воспитан на незыблемых принципах либерального хозяйства. Кто только не проходит перед нами: друзья Сильвио Берлускони и Ариэля Шарона, адвокаты Семена Могилевича и неизвестные лица из австрийской фирмы «Укринвест» и из фирмы-двойника советского внешнеторгового объединения «Зарубежгазстрой» - просто-таки шествие курфюрстов со знаменитого дрезденского панно, где некогда был резидентом нынешний президент РФ.
Скорее всего, мы действительно имеем дело с универсальной евразийской площадкой по согласовыванию интересов элит и по передаче эстафеты ее интересов. То, что при этом «пилятся» финансовые потоки, - ну что ж, как жизнеутверждающе сказал один преступный авторитет, «каждый человек должен жить и иметь свой интерес».
Правда, мы можем отследить ход переговоров лишь по косвенным признакам и, скорее всего, речь идет о том, что представители Туркменистана и Украины, толкая друг друга локтями, пересаживаются из первых рядов поближе к галерке, а места поприличнее занимают представители элит европейской и российской.