будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство

Рожденный мелким летать не может

Рожденный мелким летать не может
avia1
Фото: sunny256. Flickr.com

После гибели хоккейного клуба «Локомотив» в авиакатастрофе власти вновь озаботились проблемой безопасности авиаперевозок. Для этого предлагается укрупнить авиакомпании, чтобы у них была возможность закупать новые самолеты и обучать пилотов. Только вот с самих себя власти спрашивать почему-то не хотят.

Катастрофа самолета в Ярославской области вынудила власти задуматься о происходящем в российской гражданской авиации. Они всегда задумываются о состоянии транспортной отрасли после очередной катастрофы, но в этот раз из уст президента Медведева прозвучало несколько довольно радикальных предложений.

Ситуация с безопасностью полетов остается крайне сложной, признал президент. «Были серьёзные решения: были даны поручения, выделялись значительные средства, переоснащалась аэродромная структура, использовались новые технические средства. Тем не менее ситуация остаётся неблагополучной. И это показывает череда лётных происшествий, которые произошли и в этом году», - заявил Медведев. Реакция довольно странная, ведь получается, что политика властей никак не влияет на одну в общем-то не самую крупную отрасль.

Здесь уже следует задуматься о качестве политики и качестве правительства (в широком смысле — то есть и о качестве президентской администрации).

Предложения президента по исправлению ситуации самоочевидны и сводятся к трем пунктам. Первый — обновление парка самолетов. При этом российские самолеты оказались у президента не в фаворе (упал-то Як-42, а не какой-нибудь «Боинг»). Медведев предложил обновлять парк «безотносительно к стране происхождения этих транспортных средств». Иными словами: своего производителя поддерживать, конечно, хорошо, но можно покупать и за рубежом.

Второй месседж Медведева — улучшение подготовки пилотов. Здесь сложно поспорить: о недостатке высококлассных пилотов говорят практически после каждой авиакатастрофы гражданских бортов в России почти все специалисты. Впрочем, абсолютно непонятно, кто будет готовить этих специалистов и на какие средства.

Первые две проблемы президент предложил решить следующим образом (это, стало быть, его третий месседж): укрупнять авиакомпании. «Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено. И сделать это нужно в самый короткий срок, для того чтобы эти авиакомпании имели силы, средства, деньги, чтобы обслуживать свои транспортные средства, привлекать подготовленный персонал и платить им достойную зарплату», - считает Медведев. Авиакомпания, которая эксплуатировала разбившийся накануне борт, относится как раз к числу небольших компаний — у нее всего десяток самолетов.

Это далеко не первая публичная атака президента на маленькие авиакомпании. «Я уже говорил, авиакомпании-«живопырки» не должны существовать в принципе, то есть компании, которые владеют 2-6 самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок», — заявлял Медведев в августе. По словам министра транспорта Игоря Левитина, в России сейчас порядка 130 авиакомпаний, из них на долю 10 приходится 85 процентов регулярных перевозок.

Министерство вскоре введет отграничение на деятельность авиакомпаний — с 2012 года компаниям, осуществляющим магистральные перевозки, необходимо будет иметь парк не менее 10 бортов, с 2013 эта планка повысится до 20 самолетов.

Только вот хоккеистам ярославского «Локомотива» это ничем бы не помогло, потому что ограничения Росавиации не касаются чартерных, грузовых и региональных перевозок, а спортсмены летели как раз чартером.

Медведев, таким образом, просто выступил на стороне крупных компаний, осуществляющих магистральные перевозки. Как это повлияет на безопасность — определенно сказать сложно. Бьются самолеты разных компаний, как крупных, так и мелких. В 2006 году катастрофа произошла с самолетом компании «Сибирь (125 жертв) — компании немелкой. В том же году под Донецком в катастрофе погибли 170 человек, борт принадлежал «Пулковским авиалиниям». Тоже не самая маленькая авиакомпания.

Укрупнение компаний на рынке гражданских авиаперевозок — довольно спорный процесс. И даже не столько с точки зрения идеологии (все-таки в рыночной экономике не очень принято регулировать рынок директивами правителей), сколько именно с экономической точки зрения. В случае с магистральными перевозками большая концентрация капитала приведет к окончательному провалу идеи появления в России лоу-костеров и даже, вероятно, к заметному росту цен на некоторых направлениях.

 

Хотя безопасность, возможно, и возрастет, но число граждан, способных куда-либо полететь, уменьшится. То есть укрупнение может сказаться на мобильности населения.

Если же процесс укрупнения коснется рынка региональных перевозок, то здесь последствия были бы позитивными с точки зрения безопасности перелетов, но фатальными для самого рынка. Региональные перевозчики традиционно работают с низкой рентабельностью. Красноярские перевозчики, например, в открытом письме на имя президента пару месяцев назад указывали, что их рентабельность не превышает 1 процента в год. Такая маржа вряд ли привлечет крупных авиаперевозчиков — им просто не захочется портить себе балансы. А для мелких региональных авиакомпаний процесс укрупнения будет означать смерть, которая приведет к параличу системы сообщения в таких регионах, как Сибирь и Дальний Восток. Ну или придется государству что-то решать, например, создавать собственного (неизбежно убыточного) регионального перевозчика. Впрочем, пока региональные перевозки в укрупнительные планы правительства не входили.

Человеческие жизни — приоритет, здесь президент абсолютно прав. Только вопросы здесь следует задать не только авиакомпаниям, но еще и государству. Абсолютно непонятно, руководствуясь какой ценностной шкалой надзорные ведомства допускают малопригодных пилотов на малопригодных машинах перевозить пассажиров. Как-то не кажется, что жизнь человека в этой шкале занимает приоритетную позицию, раз уж машины продолжают падать. Что возвращает к вопросу о качестве правительства.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).