После гибели хоккейного клуба «Локомотив» в авиакатастрофе власти вновь озаботились проблемой безопасности авиаперевозок. Для этого предлагается укрупнить авиакомпании, чтобы у них была возможность закупать новые самолеты и обучать пилотов. Только вот с самих себя власти спрашивать почему-то не хотят.
Катастрофа самолета в Ярославской области вынудила власти задуматься о происходящем в российской гражданской авиации. Они всегда задумываются о состоянии транспортной отрасли после очередной катастрофы, но в этот раз из уст президента Медведева прозвучало несколько довольно радикальных предложений.
Ситуация с безопасностью полетов остается крайне сложной, признал президент. «Были серьёзные решения: были даны поручения, выделялись значительные средства, переоснащалась аэродромная структура, использовались новые технические средства. Тем не менее ситуация остаётся неблагополучной. И это показывает череда лётных происшествий, которые произошли и в этом году», - заявил Медведев. Реакция довольно странная, ведь получается, что политика властей никак не влияет на одну в общем-то не самую крупную отрасль.
Предложения президента по исправлению ситуации самоочевидны и сводятся к трем пунктам. Первый — обновление парка самолетов. При этом российские самолеты оказались у президента не в фаворе (упал-то Як-42, а не какой-нибудь «Боинг»). Медведев предложил обновлять парк «безотносительно к стране происхождения этих транспортных средств». Иными словами: своего производителя поддерживать, конечно, хорошо, но можно покупать и за рубежом.
Второй месседж Медведева — улучшение подготовки пилотов. Здесь сложно поспорить: о недостатке высококлассных пилотов говорят практически после каждой авиакатастрофы гражданских бортов в России почти все специалисты. Впрочем, абсолютно непонятно, кто будет готовить этих специалистов и на какие средства.
Первые две проблемы президент предложил решить следующим образом (это, стало быть, его третий месседж): укрупнять авиакомпании. «Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено. И сделать это нужно в самый короткий срок, для того чтобы эти авиакомпании имели силы, средства, деньги, чтобы обслуживать свои транспортные средства, привлекать подготовленный персонал и платить им достойную зарплату», - считает Медведев. Авиакомпания, которая эксплуатировала разбившийся накануне борт, относится как раз к числу небольших компаний — у нее всего десяток самолетов.
Это далеко не первая публичная атака президента на маленькие авиакомпании. «Я уже говорил, авиакомпании-«живопырки» не должны существовать в принципе, то есть компании, которые владеют 2-6 самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок», — заявлял Медведев в августе. По словам министра транспорта Игоря Левитина, в России сейчас порядка 130 авиакомпаний, из них на долю 10 приходится 85 процентов регулярных перевозок.
Министерство вскоре введет отграничение на деятельность авиакомпаний — с 2012 года компаниям, осуществляющим магистральные перевозки, необходимо будет иметь парк не менее 10 бортов, с 2013 эта планка повысится до 20 самолетов.
Медведев, таким образом, просто выступил на стороне крупных компаний, осуществляющих магистральные перевозки. Как это повлияет на безопасность — определенно сказать сложно. Бьются самолеты разных компаний, как крупных, так и мелких. В 2006 году катастрофа произошла с самолетом компании «Сибирь (125 жертв) — компании немелкой. В том же году под Донецком в катастрофе погибли 170 человек, борт принадлежал «Пулковским авиалиниям». Тоже не самая маленькая авиакомпания.
Укрупнение компаний на рынке гражданских авиаперевозок — довольно спорный процесс. И даже не столько с точки зрения идеологии (все-таки в рыночной экономике не очень принято регулировать рынок директивами правителей), сколько именно с экономической точки зрения. В случае с магистральными перевозками большая концентрация капитала приведет к окончательному провалу идеи появления в России лоу-костеров и даже, вероятно, к заметному росту цен на некоторых направлениях.
Если же процесс укрупнения коснется рынка региональных перевозок, то здесь последствия были бы позитивными с точки зрения безопасности перелетов, но фатальными для самого рынка. Региональные перевозчики традиционно работают с низкой рентабельностью. Красноярские перевозчики, например, в открытом письме на имя президента пару месяцев назад указывали, что их рентабельность не превышает 1 процента в год. Такая маржа вряд ли привлечет крупных авиаперевозчиков — им просто не захочется портить себе балансы. А для мелких региональных авиакомпаний процесс укрупнения будет означать смерть, которая приведет к параличу системы сообщения в таких регионах, как Сибирь и Дальний Восток. Ну или придется государству что-то решать, например, создавать собственного (неизбежно убыточного) регионального перевозчика. Впрочем, пока региональные перевозки в укрупнительные планы правительства не входили.
Человеческие жизни — приоритет, здесь президент абсолютно прав. Только вопросы здесь следует задать не только авиакомпаниям, но еще и государству. Абсолютно непонятно, руководствуясь какой ценностной шкалой надзорные ведомства допускают малопригодных пилотов на малопригодных машинах перевозить пассажиров. Как-то не кажется, что жизнь человека в этой шкале занимает приоритетную позицию, раз уж машины продолжают падать. Что возвращает к вопросу о качестве правительства.