Чуть более чем за сутки, с 17:00 часов 11 ноября по 20:00 часов 12 декабря, доллар на Московской бирже подорожал с 64,58 до 66,56 рублей, на два рубля и более чем на 3%. При этом объем торгов в четверг был самым большим за весь ноябрь. При этом глава Центрального банка Эльвира Набиуллина в пятницу, когда страсти на бирже уже улеглись и рубль даже незначительно подрос, заявила: изменчивость рубля достигла отметки, которая не угрожает финансовой стабильности России.
Некоторые связали падение рубля с заявлением зампреда Банка России Георгия Лунтовского об эмиссии в декабре примерно триллиона рублей, он ТАСС опубликовало его слова ближе к обеду четверга, а рубль начал падение еще в среду. Куда более очевидные причины падения рубля, как обычно, можно найти на рынке энергоносителей: в последние дни нефть потеряла стоимости несколько процентов, рубль просто пошел вслед за ней.
Профессиональных участников рынка такая ситуация нисколько не удивляет. РБК в четверг опубликовал подсчеты ведущего аналитика банка «Нордеа» Дмитрия Савченко: оказалось, что после того, как ЦБ ровно год назад, 10 ноября, перестал контролировать курс рубля, коэффициент корреляции курса рубля и цены на нефть составляет 0,77 — 1 означала бы, что рубль следует исключительно за этим параметром.
Ранее зависимость курса рубля от цены на нефть была не меньше, но Центральный банк постоянно вмешивался в торги на бирже и это ее маскировало, оттягивая реакцию на более или менее длительный срок. При этом в начале 2014 года, когда российская валюта достаточно сильно «просела» относительно доллара и евро, коэффициент корреляции составил 0,39, то есть российская валюта теряла не из-за падения цен на нефть.
Естественно, нельзя говорить, что корреляция автоматически означает зависимость: вполне может быть, что и рубль, и цены на нефть реагируют на одни и те же события одинаково, об этом РБК рассказал главный экономист «ПФ Капитала» Евгений Надоршин. Этом может быть и ожидаемое снижение ставки ФРС, и, например, замедление роста экономик развивающихся стран. Все эти факторы снижают ожидаемый спрос на нефть, из-за чего рубль и теряет в цене.
Но Эльвира Набиуллина уверена, что такая зависимость, от которой и происходят скачки курса, больше не проблема ни для экономики, ни для россиян. По словам председателя Банка России, инфляция замедляется по плану, с начала года с учетом валютной переоценки банки увеличили кредитование экономики на 7,1%, при этом доля «плохих» долгов с просроченными платежами хоть и увеличивается, но со все меньшими темпами.
Именно в росте кредитования Набиуллина видит угрозу: кредиты с высокими ставками, выдающиеся сейчас, могут плохо сказаться на экономике в будущем, а снижение ставок произойдет только вслед за снижением инфляции. «Нам важно закрепить эту тенденцию к снижению долгосрочных процентных ставок. Принимая сейчас решение о процентных ставках, мы должны учитывать и текущие, и будущие риски для экономического роста и для инфляции. Слишком быстро снижая ставку сейчас, мы можем получить риски того, что ставки начнут расти в будущем. Мы не должны этого допускать», — сказала руководитель Центробанка.