Российский рубль на торгах 24 июня вновь вырос, достигнув максимума за пять месяцев. Официальный курс доллара, который ежедневно устанавливает Центральный банк, опустился ниже психологически важной отметки и 25 июня составит 33,98 рубля за доллар. Официальный курс евро — 46,22 рублей.
Курс доллара опустился ниже 34 рублей сразу после открытия Московской биржи. В 10:28 была достигнута отметка 33,927 рубля, но затем курс иностранной валюты несколько вырос и долгое время балансировал в районе 34 рублей.
По словам аналитиков, курс рубля растет благодаря позитивным новостям с Украины — Киев и сепаратисты договорились о прекращении огня до пятницы, 27 июня, что позволяет рассчитывать на дальнейшие переговоры, а не на эскалацию конфликта.
То, что в переговорах принимает участие официальный представитель Москвы, посол России на Украине Михаил Зурабов, обозначает заинтересованность российских властей в мирном разрешении конфликта, что, в свою очередь, делает маловероятными усиление санкций со стороны стран Запада. Учитывая, что уже заговорили об исключении российских банков из системы SWIFT, то есть приостановке всех электронных трансграничных переводов, усиление санкций — это не то, что улучшило бы настроение инвесторам.
Также курсу рубля оказывают поддержку некоторые глобальные факторы: в последнюю неделю доллар ослабляет свои позиции по отношению к большинству основных валют развивающихся стран, и Россия тут не исключение. Рубль традиционно хорошо реагирует на рост цен на углеводороды — а нефть в последние дни уверенно дорожает.
Не самый последний фактор — необходимость уплаты налогов в федеральный бюджет. Перед этим компании-экспортеры продают на рынке свою валютную выручку, чтобы купить рубли и уже в национальной валюте перечислить необходимые суммы Федеральной налоговой службе. Аналитики оценивают объем выплат НДПИ и акцизов в ближайшие дни примерно в 316 млрд руб. Это значит, что должно быть продано до 9 млрд долларов при обычном суточном объеме рынка в 1-2 млрд долларов.
В принципе рост национальной валюты показывает, что ее падение в начале года было вызвано не конфликтом на Украине, и уж тем более не санкциями со стороны стран Запада, а некими внутренними факторами, которые так до конца и не понятны. Тут и макроэкономическая статистика, которая показывала наличие рецессии в экономике, и неуверенность в фискальной политике государства, и проблемы на рынке труда, и усиление доллара и евро ко всем валютам развивающихся государств, и многое другое.
Рост курса рубля, конечно, является приятной новостью для россиян. Зарплата и прочие доходы номинированы, главным образом, именно в национальной валюте, а импортные товары, которые покрывают заметную часть спроса, закупаются за рубежом за доллары и евро. Таким образом получается, что за каждый рубль можно будет купить больше товаров и продуктов в магазинах. Да и отдыхать можно будет со спокойной душой ехать в Европу — не придется пытаться экономить деньги на курортах Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
Вместе с тем эксперты призывают не слишком обнадеживаться. Во-первых, объем налога на прибыль, который юридические лица должны будут заплатить к концу месяца, в этот раз не слишком велик — всего около 90 млрд рублей. Во-вторых, в конце июня несколько российских компаний, в том числе такие крупные, как Сбербанк и «Норильский никель», будут выплачивать дивиденды, что тоже может оказать влияние на валютный рынок.
Это все накладывается на изменение политики Центрального банка — самого крупного игрока на валютном рынке. 17 июня Банк России опубликовал новые параметры своей курсовой политики. Теперь регулятор обещает менее жестко сглаживать колебания — граница накопленных интервенций, приводящих к сдвигу валютного коридора на 5 копеек, изменена с 1,5 до 1 млрд долларов.
Иными словами, Центральный банк дает рынку и его участникам больше возможности по изменению курса национальной валюты. С одной стороны, это приведет к большей волатильности курса рубля — ЦБ, обладая огромными резервами, может сдерживать национальную валюту от падения на протяжении очень длительного времени, но делать этого не собирается, экономя свои золотовалютные резервы. С другой стороны, политика под названием «таргетирование инфляции», которой собирается придерживаться ЦБ, предполагает, в первую очередь, борьбу с высокой инфляцией, которая достигается за счет более гибкой курсовой политики.
Граждане к такому порядку пока до конца не привыкли — они знают, что в случае чего необходимо идти покупать иностранную валюту. Эта тактика поведения вполне оправдывает себя в условиях постоянного снижения курса национальной валюты — тогда и правда нужно держать в родных рублях минимальные необходимые суммы, а на остатки покупать дорожающие доллары.
Однако в случае, если Центральному банку и правительству удастся побороть инфляцию — а в 2014 году ожидается, что она будет в районе 6%, что очень мало по российским меркам, но все равно слишком много по сравнению со странами Европы и США — в случае скачков курса перекладывать все сбережения в доллары будет крайне невыгодно.
Большинство россиян имеют доходы в рублях и львиную их долю тратят внутри страны, соответственно тоже в рублях. Если рублевая инфляция будет низкой, то никакой выгоды от покупки валюты не будет — простые граждане не биржевые аналитики, и предсказать курс доллара на месяц или год вряд ли способны. Если уж удалось сделать накопления, то разумно некоторую их часть держать в евро (чтобы иметь возможность съездить в отпуск, например, в Латвию), однако переводить в эту валюту половину своей зарплаты, а уж тем более брать валютный кредит, слишком рискованно.
В теории Центральный банк может даже проводить политику, которая будет «наказывать» нерадивых спекулянтов — совершать неожиданные действия, которые будут сильно влиять на курс рубля. Но, как показывает практика, делать это вовсе не обязательно, жизнь и так наказывает непрофессионалов, которые хотят заработать на валютном рынке, а в эту группу входит практически все население России.