Антироссийские санкции США способны вызвать падение рубля и укрепление доллара до уровня 82 рублей за доллар, а также спровоцировать рост оттока капитала, прогнозируют аналитики. Высказывается мнение, что даже увеличение Минфином покупки валюты до исторического максимума не поможет поддержать рубль в среднесрочной перспективе.
Прогноз возможного влияния новых экономических санкций США в отношении России был составлен аналитиками банка «Ренессанс Капитал». Самый негативный их сценарий (который они, впрочем, не считают особенно вероятным) предусматривает, что в России в 2019 году будет наблюдаться рецессия, из-за которой ВВП сократится на 1,1%, а доллар вырастет до уровня 81,5 рубля, сообщает информационное агентство РБК.
Опрошенные интернет-изданием «Газета.ру» эксперты полагают, что рублю поможет укрепиться только нормализация внешнеполитической ситуации, а в среднесрочной перспективе (в частности, до конца 2018 года) его укрепление вообще невозможно, несмотря на то, что Минфин намерен потратить на покупку валюты рекордную сумму в 427 млрд рублей.
Кроме того, Минэкономразития опубликовало прогноз на период до 2024 года с ухудшением показателей на 2018-2019 годы, отмечает газета «Ведомости», и в этом прогнозе предполагается снижение среднегодового курса рубля до уровня 68 за доллар.
Добавим, что 5 сентября не состоялся аукцион по размещению ОФЗ: Минфин решил не проводить его из-за высокой волатильности на рынке. Ряд СМИ утверждает, что на решение ведомства повлияли комментарии главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной о дальнейшей денежно-кредитной политике.
О том, каковы перспективы курса рубля и доллара в России, а также о ситуации с размещением ОФЗ, влиянии на нее высказываний главы ЦБ и о перспективах сохранения ставки на неизменном уровне, с «Полит.ру» поговорил Сергей Романчук, президент ACI Russia, руководитель операций на валютном и денежном рынке АКБ «Металлинвестбанк».
«Во-первых, нет консенсуса, что доллар непременно вырастет до уровня 80 с лишним рублей — это просто один из сценариев. Он мыслим, вполне достижим в том случае, если будет принять весь пакет антироссийских санкций в том виде, в каком он был предложен — с ограничением по любым операциям с долларом США на госбанки. Такого уровня санкции могут привести к непредсказуемым последствиям; они редко применяются в мире. Из сравнительно близких истории такого сорта можно вспомнить разве что Иран.
Если санкции все же будут приняты именно в таком виде, это будет означать перестройку всего финансового рынка, так как российские граждане уже несколько десятилетий пользуются возможностью держать сбережения в различных валютах, а тут ситуация изменится: есть опасения, что если госбанки будут поставлены в такие условия, то ЦБ может сам "выровнять поляну", введя похожие ограничения для всех банков с российской лицензией. Это автоматически будет означать панику на рынке с непонятным исходом, и тут как раз может быть достигнут уровень 80 рублей за доллар. Вопрос в том, в каком виде после останется валютный рынок, как он будет существовать. Это неясно.
Но это апокалиптический сценарий, которые большинство экспертов не считают базовым — именно из-за масштаба проблем, которые могут вызвать подобные изменения на всем мировом финансовом рынке. Такое развитие событий было бы схоже с 1998 годом и могло бы быть значимым для всего финансового рынка и экономического роста во всем мире. Непонятно, зачем США на ровном месте устраивать такие проблемы.
С другой стороны, если апокалиптический сценарий не реализуется, ждать существенного ослабления рубля я бы не стал — в виду того, что российский торговый баланс по-прежнему очень силен. Сейчас Центральный банк на время прекратил покупать валюту на рынке, чтобы дать возможность этот торговый баланс абсорбировать тем, кто желает вывести капитал, купить доллары. ЦБ как бы говорит: пожалуйста, можете покупать, но без того, чтобы курс сильно падал. Но очевидно, что это временная ситуация, нацеленная как раз на то, чтобы не допустить ослабление рубля. А с окончанием ожидания новых санкций и выхода из этого периода рубль, скорее всего, укрепится уже в силу того, что у нас хороший торговый баланс.
Укрепится рубль в той степени, в которой это позволят ЦБ и Минфин: они всегда могут вернуться конвенциям на валютном рынке для пополнения резервов. Поэтому здесь возможны разные сценарии, и неопределенность в том, каким будет значение курса рубля, очень велика. Однако если посмотреть на динамику, то мы сейчас движемся в основном так же, как и рынки, которые принято называть развивающимися, с точки зрения соотношения их валют к доллару. Так что будет ли доллар выше 70 рублей или упадет куда-то ниже 66 и 65 рублей, сейчас зависит от принятия риска инвесторами по всему миру — зависит от этого даже в большей степени, чем от российской истории локально.
Ну, с учетом того, как продвигается сейчас "дело Скрипалей" и как много призывов ужесточить санкции раздается, сейчас непонятно, сколько именно доллар в России будет стоить.
Есть ли у рубля шансы на укрепление еще в этом году? Я бы не стал категорически утверждать, что их нет. Те санкции, которые сейчас предполагаются, уже заложены в ценах и не приведут в дальнейшем к ослаблению рубля. А торговое сальдо должно нас уводить на равновесный курс, который по доллару находится ниже чем то, что есть сейчас. Так что нынешний курс доллара к рублю держится исключительно за счет активных операций по выводу капитала.
А вот мысль о том, что рублю поможет только нормализация внешнеполитической обстановки, достаточно очевидна. При нормализации обстановки, отсутствии санкций рубль значительно укрепится. Думаю, в этом нет сомнений. Премия за санкции сейчас составляет процентов 10 от стоимости валюты.
Что до возможности перемен без изменения внешнеполитической картины, то, наверное, каких-то специальных экономических мер для поддержания рубля нет. Курс складывается в основном на ожиданиях инвесторов и непосредственно на денежных импортных потоках для осуществления операций. Существенно поменять эти потоки в короткие сроки не представляется возможным. Но можно поменять настроение инвесторов и, соответственно, повлиять на то, как они принимают решения, покупать или продавать валюту. То есть, скорее, это меры не экономического, а политического свойства.
Что же касается размещения ОФЗ, то заявление Набиуллиной здесь не сыграло роли. Это все равно, что обвинять деревья в том, что, поскольку они качаются, поднимается ветер. В этой ситуации не заявление Набиуллиной было первично — скорее, она подстроилась под рынок, который уже отметил факторы, способные повлиять на ситуацию. Набиуллина просто озвучила, что рынок не заблуждается — есть факторы, которые могут заставить Центральный банк поднять ставку. Ведь на рынке цены процентных инструментов уже находились на уровне, который делал невыгодным участие в ОФЗ при текущем уровне доходности, а Минфин не хочет платить больше.
Так что вопрос тут не в том, что сказала Набиуллина, а в том, что случилось на рынке. А случилось то, о чем мы уже говорили раньше в связи с падением курса рубля под, прежде всего, санкционным давлением. Плюс добавился тренд происходящего на развивающихся рынках, где важны турецкая и южноафриканская истории (турецкая валюта особенно сильно падает). Эти факторы и затрудняют размещение ОФЗ, а вовсе не тот факт, что глава Центрального банка признала наличие этих факторов.
Если говорить о перспективах сохранения ставки на неизменном уровне, то они есть в сентябре. Если же брать период до конца года, то пока вероятнее всего, что ставка до будет повышена. Вообще некоторое время назад ставка Центрального банка у нас была несколько завышена. Это может привести к тому, что ЦБ оставит ее неизменной, будет держать на этом уровне. Другое дело, что позиционирование участников рынка говорит об обратном. Но, как мы знаем, участники рынка могут легко ошибаться», — сказал Сергей Романчук.