Группа «Аэрофлот» приобретет одного из крупнейших российских авиаперевозчиков «Трансаэро». По неофициальным данным, пакет в 75% плюс одну акцию обойдется компании в один рубль. В «Трансаэро» подтвердили, что консолидация была одобрена на заседании межведомственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое было посвящена авиатранспортной отрасли. Слияние могут обсудить на совете директоров «Аэрофлота» 3 сентября.
В сообщении пресс-службы компании, которая является вторым по пассажирообороту российским перевозчиком, отмечается, что сделка была поддержана «в интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп». По некоторым данным, из сложившейся с авиакомпанией ситуацией было два выхода — банкротство или продажа «Аэрофлоту». При этом против первого варианта высказывались в транспортном блоке в правительстве. Представители блока опасались общественного резонанса и кадровых перестановок, которые могли бы последовать после банкротства.
По данным «Коммерсанта», вопрос «Трансаэро» поднимался на совещании кредиторами авиакомпании, которых не устраивает финансовая модель перевозчика. На заседании присутствовали представители Сбербанка, ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка.
«Финансовое положение "Трансаэро" так ухудшилось, что банки могли бы дать дополнительные кредиты на очень ограниченный период и на жестких условиях, но в дальнейшем авиакомпанию пришлось бы все равно останавливать», — пояснял один из источников.
По некоторым данным, финансовую модель перевозчика на 2015—2020 годы в банках, Минтрансе и Минэкономики сочли некорректной и недостижимой. Так, показатели были представлены без учета валютных рисков, не подтверждаясь статистикой Росавиации.
Как стало известно позже, в «Трансаэро» не планировали объединяться с «Аэрофлотом». Руководство перевозчика предлагало создать банковский синдикат, либо провести докапитализацию компании.
«Трансаэро» выполняет рейсы уж более 20 лет. В ее сеть маршрутов входят более 200 направлений как в России, так и за рубежом. В первом квартале этого года чистый долг перевозчика превысил 67 млрд рублей. Совокупные долговые обязательства авиакомпании составляют почти 160 млрд рублей. Считается, что эта сумма является крупнейшей за всю историю авиаперевозок в России.
В Минэкономразвития считают, что благодаря сделке «Трансаэро» решит проблему со своим долгом. «Принятое сегодня решение позволит стабилизировать позиции России на международном рынке авиаперевозок и устранить риски потери занимаемой нами доли в данной отрасли», — также отмечали в ведомстве.
Позитивно оценили покупку авиакомпании «Аэрофлотом» и в Российском союзе туриндустрии. Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина считает, что предстоящее объединение — это лучшее, что могло произойти с перевозчиком с точки зрения пассажиров и турфирм. Однако, по ее словам, из-за консолидации возникает важный вопрос по туроператору «Библио Глобус», который работал с «Трансаэро». Тюрина отметила, что в данный момент за границей находятся примерно 130 тысяч туристов этого оператора, летевших рейсами авиакомпании. При этом за каких-то клиентов «Библио Глобус» мог внести предоплату перевозчику.
«То есть, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы проблемы "Трансаэро" стали проблемами "Библио Глобуса", иначе очередной коллапс на туристическом рынке нам гарантирован», — отметила пресс-секретарь РСТ. Она также добавила, что покупка может сделать «Аэрофлот» одним из крупнейших европейских авиаперевозчиков, а для российского рынка аналогом РЖД.
Вопросы вокруг сделки возникают из-за раздробленности капитала «Трансаэро». По данным источника «Коммерсанта», в «Аэрофлоте» согласны на сделку только при получении более 75% акций перевозчика. Считается, что 36,62% компании принадлежат Ольге и Александру Плешаковым. Более 51% владеют граждане РФ, а остальными акциями — российские акционерные общества. То есть, как отмечают источники, неясно, кто может консолидируемо предоставить пакет по сделке.
Среди минусов для «Аэрофлота» эксперты называют огромный долг, который перейдет к нему от перевозчика, и получение старого парка (средний возраст самолетов у «Трансаэро» составляет более 16 лет). Впрочем, в долгосрочной перспективе компания получит монополию на дальнемагистральные рейсы, а также увеличит долю по маршрутам в Европе. Не исключается, что задолженность «Аэрофлот» попробует погасить с помощью госгарантий или выпустив облигации.
«Деятельность "Трансаэро" будет полностью реструктуризирована и интегрирована в группу "Аэрофлот», — сообщал официальный представитель госокмпании.
По некоторым данным, еще одним последствием сделки может стать корректировка маршрутов. Формально «Аэрофлот» увеличит количество рейсов. Поэтому не исключается возможное сокращение перелетов по избыточным маршрутам. По данным главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, рейсы в основном дублируются из Москвы на Дальний Восток. Однако есть нюансы — на совещании Шувалов выступал против резких сокращения сотрудников «Трансаэро».
Существуют опасения и по поводу того, как сделка отразится на пассажирах. По данным источников, на заседании Шувалов потребовал выполнить все обязательства пред клиентами перевозчика. Всего же у «Трансаэро» может оставаться свыше двух миллионов проданных билетов. Как пишет «Коммерсантъ», Росавиация рекомендовала перевозчику остановить продажи с 1 декабря.
Некоторые эксперты не исключают, что, скорее всего, в результате слияния произойдет повышение стоимости билетов. Сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает, что цена может остаться прежней на внутренние перелеты. По его мнению, вряд ли тоже самое будет происходить с билетами на международные рейсы, особенно на те, которые выполняли только «Аэрофлот» и «Трансаэро».