будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Хозяйство

Руки в топливе

Руки в топливе
petrol
Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Топливный кризис в ряде регионов России правительство планирует преодолеть в режиме ручного управления экономикой. После угроз ФАС и реакции Путина, нефтяные компании увеличивают поставки в проблемные регионы. Причина кризиса, правда, в том же ручном управлении экономикой.

«Роснефть» и «Газпромнефть» увеличат поставки топлива в Алтайский край на 15 процентов по сравнению с объемом поставок в апреле-мае 2010 года, сообщил пресс-секретарь Минэнерго Дмитрий Клоков.

С 23 апреля в Алтайском крае резко ограничена продажа бензина. Автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - «Роснефти» и «Газпромнефти» - отпускают только по 20 литров топлива на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена. При Минэнерго заседает штаб по нормализации ситуации.

Премьер-министр Владимир Путин уже поручил ведомствам доложить о причинах дефицита на рынке топлива. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков пояснил, что поручение Путина предполагает необходимость «в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива».

Проблемы имеются и в иных региона. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на Сахалине, в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Новокузгнецке и Воронеже. Некоторые признаки дефицита наблюдаются уже в Московской области и Москве.

Причиной кризиса нефтяники называют профилактические работы на четырех НПЗ в Центральном федеральном округе, которые привели к дефициту. Госчиновники отнеслись к этому заявлению скептически. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что дефицит нефтепродуктов, проявившийся в последние дни в ряде регионов,

мог возникнуть в результате картельного сговора нефтяных компаний.

«Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», — пригрозил нефтяникам Артемьев. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю уже возбудило дело против «Роснефти» и «Газпромнефти».

Другая и более общая причина топливного кризиса — в ручном понижении цен на дизельное топливо и бензин, которое предприняло правительство в начале февраля. В последнем квартале в стране обнаружился галопирующий рост цен на дизельное топливо, который с октября по январь составил 53 процента. Авиакеросин подорожал за тот же период на 30 процентов. По уверению чиновников Федеральной антимонопольной службы, причина была в росте акцизов — нефтяники ростом цен решили компенсировать их рост.

На совещании в начале февраля премьер Путин «застроил» нефтяников и приказал цены немедля снизить (см. Арбитражный суд Путина). Нефтяные компании взяли под козырек. Однако после этого торговля на внутреннем рынке потеряла для них былую привлекательность и топливо стали пускать все больше на экспорт. Получился дефицит топлива на внутреннем рынке.

Перед нами, таким образом, очередной рукотворный кризис в топливной сфере, когда решения правительства по ручному управлению экономикой приводят к плачевным, с точки зрения потребителей, результатам.

Правительство время от времени регулирует некую сферу вручную и неизменно получает результат, далекий от идеала.

Так было, скажем, во время банковского кризиса 2004 года, когда решительные действия ЦБ по закрытию ряда банков, подозревавшихся в обналичке, спровоцировали  слухи о скором и неминуемом банкротстве ряда ведущих банков и панику среди вкладчиков. Того же, что произошло на топливном рынке опасаются и ритейлеры (см. также Зачем хотят отрегулировать розничную торговлю). Согласно закону о торговле, правительство имеет возможность ввести регулирование цен на социально-значимые продукты, если рост цен на них в течение месяца превысил 30%. «Регулирование цен приводит к дефициту», - признавал в сентябре прошлого года помощник президента Аркадий Дворкович. Однако власти раз за разом включают ручное управление, вызывая к жизни новые рукотворные кризисы.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).