будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бизнес водка
Июль 2, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Русская марка

Консорциум из инвестиционного подразделения Альфа-банка A1, SPI Group Юрия Шефлера и Марка Кауфмана, отказался от идеи покупки CEDC — крупнейшего производителя водки в Восточной Европе.

Единственным известным претендентом на покупку находящегося на грани банкротства производителя популярной в России водки «Зеленая марка» остался владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико. Его план реструктуризации долга CEDC уже поддержало значительное число кредиторов.

«Альфа-групп», Марк Кауфман, владелец почти пяти процентов CEDC, а также примкнувшая к ним группа Юрия Шефлера SPI, которая владеет правами на продажу водки Stolichnaya на некоторых зарубежных рынках, предлагали в обмен на 100 процентов акций CEDC вложить в компанию около 280 миллионов долларов, из которых основная часть сразу пошла бы на раздачу долгов.

Комитет по реструктуризации CEDC на прошлой неделе отверг это предложение, а в четверг A1 распространило заявление о том, что консорциум принял решение об отзыве своего предложения по реструктуризации CEDC. При этом до последнего момента все ожидали, что консорциум во главе с A1 все же предложит сделку, условия которой будут выгодней предложений Рустама Тарико.

Рустам Тарико. Фото: sostav.ru

 Если не произойдет ничего экстраординарного — например владельцы облигаций отклонят план Рустама Тарико и CEDC обанкротится — холдинг «Русский стандарт» поглотит крупнейшего производителя водки в Восточной Европе с 20-летней историей.

Первая компания группы CEDC начала работать в 1990 году в Польше — она занималась импортом пива из Германии и его дистрибуцией в Варшаве. К середине 1990-х годов пиво, завезенное CEDC, продавалось уже во всех крупнейших городах Польши.

Постепенно помимо дистрибуции компания начала приобретать производственные мощности и продавать напитки под собственными брендами. В 2006 году было приобретено первое предприятие в Венгрии, а в начале 2008 года CEDC пришла на российский рынок.

Первое крупное приобретение польской компании в России — водка «Парламент». Основной актив компании в России — «Русский алкоголь» — был приобретен в два этапа. Первая часть акций оказалась в собственности CEDC в 2008 году, а в 2009 году доля была доведена до 100 процентов.

В 2010 году руководство CEDC приняло решение сосредоточиться на производстве алкогольных напитков, а от дистрибуции, которая когда-то была основным бизнесом, избавиться. В августе 2010 года была заключена сделка, согласно которой компания Eurocash покупала все активы CEDC в дистрибуции, но при этом обязывалась в течении шести лет распространять бренды CEDC в Польше.

Компания «Русский алкоголь» была основана в 2003 году для управления алкогольными активами компании «Промышленные инвесторы», которая принадлежит бывшему в конце 1990-х годов министром топлива и энергетики Сергею Генералову.

Компания изначально владела ликероводочным заводом «Топаз», где начала в 2003 году производить водку «Зеленая марка Главспирттреста». Водка, в том числе благодаря грамотной рекламе, быстро стала популярной, и «Топаз» уже в 2004 году удвоил производство. За год эта водка стала лидером продаж в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На пике популярности примерно каждая 10 бутылка проданной в России водки была именно «Зеленой маркой». В 2007-2009 гг объемы продаж достигали 100 миллионов литров в год.

В 2005 году «Русский алкоголь» приобрел завод в Туле, в 2006 — начал строительство нового ЛВЗ в Новосибирске и выпустил на рынок водки «Журавли» и «Маруся». Именно в 2006 году «Русский алкоголь» стал лидером российского рынка крепкого алкоголя.

В 2009 году компания CEDC, купив «Русский алкоголь», присоединяет к нему бренд «Парламент», но, фактически, на этом достижения заканчиваются.

В 2013 году «Зеленая марка», похоже, потеряла свое лидерство на российском рынке. По данным исследовательской компании Nielsen, которые оказались в распоряжении «Коммерсанта», в декабре 2011—январе 2012 года рыночная доля «Зеленой марки» равнялась 6,2 процентам, а спустя год — всего 4,7. Основные конкуренты флагманской водки CEDC — «Пять озер» Алкогольной сибирской группы из Омска и «Беленькая» группы «Синергия» имели 5,1 и 4,8 процентов рынка соответственно.

 Одна из вероятных причин ослабления позиций «Русского алкоголя» — проблема менеджмента. CEDC при проникновении на новые рынки предпочитала не создавать новые предприятия, а покупать уже существующие заводы и целые холдинги. Так как расплачивалось руководство CEDC в основном акциями собственной компании, то к концу 2000-х годов акции CEDC были достаточно сильно размыты, что не очень хорошо сказалась на качестве управления и фактически привело холдинг к банкротству.

Впрочем, проблемы «Русского алкоголя» можно связать не только с тем, что его владельцы пытались решить свои корпоративные проблемы в Польше, а не следить за российским водочным рынком. В последнее время российское правительство все более притесняет производителей алкоголя — причем как крепкого, так и слабого.

Политика властей вылилась в то, что с 2013 года пол-литра водки в России не может стоить дешевле 170 рублей вместо 125 годом ранее. С 2013 года также резко возрос акциз на алкоголь — с 300 до 400 рублей за литр чистого этилового спирта.

По расчетам правительства, увеличение цен на алкоголь должно, во-первых, снизить его потребление, а во-вторых, сократить продажи нелегальной продукции. По хитрой задумке властей, дорогую паленую водку никто покупать не будет, а дешевую водку быстро выявят проверяющие органы.

В начале 2013 года, по некоторым данным, в России резко упали продажи водки, в некоторых регионах до 25 процентов. Предполагается, что отчасти это связано с тем, что в некоторых приграничных странах водка стоит дешевле, чем в России — например, в той же Польше или в Казахстане. Кроме того, высокие цены даже за не очень качественную водку стимулируют возвращаться к традиции самогоноварения или потребления «спиртосодержащих жидкостей», хоть и сомнительного происхождения, зато дешевых.

По итогам первых двух месяцев 2013 года, производство водки в России сократилось почти на треть, однако это легко объясняется ростом акцизов — в конце 2012 года многие заводы выпускали водку впрок, чтобы уплатить за нее налоги по старым ставкам. С другой стороны, по данным Росстата, тренд налицо — с предкризисного 2007 до 2011 года производство ликероводочных изделий сократилось без малого на 30 процентов: с 1,31 млрд литров в год до 0,94.

Через несколько дней держатели облигаций CEDC примут решение, разрешить ли «Русскому стандарту» поглотить компанию или сделать ее банкротом. Если Рустам Тарико получит в собственность CEDC, это будет достаточно симптоматично.

Сам Тарико в начале 1990-х занимался распространением в России напитков Martini, Smirnoff и Johnie Walker, выстроил собственную сбытовую сеть, а лишь затем стал производить собственную водку — «Русский стандарт», а также создал одноименный банк. Таким образом он, отчасти, повторяет судьбу CEDC, вот только не сосредотачивается на производстве алкоголя, а действует намного шире, благодаря чему сейчас и стоит в шаге от покупки полюбившейся россиянами водки «Зеленая марка».

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).