Консорциум из инвестиционного подразделения Альфа-банка A1, SPI Group Юрия Шефлера и Марка Кауфмана, отказался от идеи покупки CEDC — крупнейшего производителя водки в Восточной Европе.
Единственным известным претендентом на покупку находящегося на грани банкротства производителя популярной в России водки «Зеленая марка» остался владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико. Его план реструктуризации долга CEDC уже поддержало значительное число кредиторов.
«Альфа-групп», Марк Кауфман, владелец почти пяти процентов CEDC, а также примкнувшая к ним группа Юрия Шефлера SPI, которая владеет правами на продажу водки Stolichnaya на некоторых зарубежных рынках, предлагали в обмен на 100 процентов акций CEDC вложить в компанию около 280 миллионов долларов, из которых основная часть сразу пошла бы на раздачу долгов.
Комитет по реструктуризации CEDC на прошлой неделе отверг это предложение, а в четверг A1 распространило заявление о том, что консорциум принял решение об отзыве своего предложения по реструктуризации CEDC. При этом до последнего момента все ожидали, что консорциум во главе с A1 все же предложит сделку, условия которой будут выгодней предложений Рустама Тарико.
Если не произойдет ничего экстраординарного — например владельцы облигаций отклонят план Рустама Тарико и CEDC обанкротится — холдинг «Русский стандарт» поглотит крупнейшего производителя водки в Восточной Европе с 20-летней историей.
Первая компания группы CEDC начала работать в 1990 году в Польше — она занималась импортом пива из Германии и его дистрибуцией в Варшаве. К середине 1990-х годов пиво, завезенное CEDC, продавалось уже во всех крупнейших городах Польши.
Постепенно помимо дистрибуции компания начала приобретать производственные мощности и продавать напитки под собственными брендами. В 2006 году было приобретено первое предприятие в Венгрии, а в начале 2008 года CEDC пришла на российский рынок.
Первое крупное приобретение польской компании в России — водка «Парламент». Основной актив компании в России — «Русский алкоголь» — был приобретен в два этапа. Первая часть акций оказалась в собственности CEDC в 2008 году, а в 2009 году доля была доведена до 100 процентов.
В 2010 году руководство CEDC приняло решение сосредоточиться на производстве алкогольных напитков, а от дистрибуции, которая когда-то была основным бизнесом, избавиться. В августе 2010 года была заключена сделка, согласно которой компания Eurocash покупала все активы CEDC в дистрибуции, но при этом обязывалась в течении шести лет распространять бренды CEDC в Польше.
Компания «Русский алкоголь» была основана в 2003 году для управления алкогольными активами компании «Промышленные инвесторы», которая принадлежит бывшему в конце 1990-х годов министром топлива и энергетики Сергею Генералову.
Компания изначально владела ликероводочным заводом «Топаз», где начала в 2003 году производить водку «Зеленая марка Главспирттреста». Водка, в том числе благодаря грамотной рекламе, быстро стала популярной, и «Топаз» уже в 2004 году удвоил производство. За год эта водка стала лидером продаж в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На пике популярности примерно каждая 10 бутылка проданной в России водки была именно «Зеленой маркой». В 2007-2009 гг объемы продаж достигали 100 миллионов литров в год.
В 2005 году «Русский алкоголь» приобрел завод в Туле, в 2006 — начал строительство нового ЛВЗ в Новосибирске и выпустил на рынок водки «Журавли» и «Маруся». Именно в 2006 году «Русский алкоголь» стал лидером российского рынка крепкого алкоголя.
В 2009 году компания CEDC, купив «Русский алкоголь», присоединяет к нему бренд «Парламент», но, фактически, на этом достижения заканчиваются.
В 2013 году «Зеленая марка», похоже, потеряла свое лидерство на российском рынке. По данным исследовательской компании Nielsen, которые оказались в распоряжении «Коммерсанта», в декабре 2011—январе 2012 года рыночная доля «Зеленой марки» равнялась 6,2 процентам, а спустя год — всего 4,7. Основные конкуренты флагманской водки CEDC — «Пять озер» Алкогольной сибирской группы из Омска и «Беленькая» группы «Синергия» имели 5,1 и 4,8 процентов рынка соответственно.
Одна из вероятных причин ослабления позиций «Русского алкоголя» — проблема менеджмента. CEDC при проникновении на новые рынки предпочитала не создавать новые предприятия, а покупать уже существующие заводы и целые холдинги. Так как расплачивалось руководство CEDC в основном акциями собственной компании, то к концу 2000-х годов акции CEDC были достаточно сильно размыты, что не очень хорошо сказалась на качестве управления и фактически привело холдинг к банкротству.
Впрочем, проблемы «Русского алкоголя» можно связать не только с тем, что его владельцы пытались решить свои корпоративные проблемы в Польше, а не следить за российским водочным рынком. В последнее время российское правительство все более притесняет производителей алкоголя — причем как крепкого, так и слабого.
Политика властей вылилась в то, что с 2013 года пол-литра водки в России не может стоить дешевле 170 рублей вместо 125 годом ранее. С 2013 года также резко возрос акциз на алкоголь — с 300 до 400 рублей за литр чистого этилового спирта.
По расчетам правительства, увеличение цен на алкоголь должно, во-первых, снизить его потребление, а во-вторых, сократить продажи нелегальной продукции. По хитрой задумке властей, дорогую паленую водку никто покупать не будет, а дешевую водку быстро выявят проверяющие органы.
В начале 2013 года, по некоторым данным, в России резко упали продажи водки, в некоторых регионах до 25 процентов. Предполагается, что отчасти это связано с тем, что в некоторых приграничных странах водка стоит дешевле, чем в России — например, в той же Польше или в Казахстане. Кроме того, высокие цены даже за не очень качественную водку стимулируют возвращаться к традиции самогоноварения или потребления «спиртосодержащих жидкостей», хоть и сомнительного происхождения, зато дешевых.
По итогам первых двух месяцев 2013 года, производство водки в России сократилось почти на треть, однако это легко объясняется ростом акцизов — в конце 2012 года многие заводы выпускали водку впрок, чтобы уплатить за нее налоги по старым ставкам. С другой стороны, по данным Росстата, тренд налицо — с предкризисного 2007 до 2011 года производство ликероводочных изделий сократилось без малого на 30 процентов: с 1,31 млрд литров в год до 0,94.
Через несколько дней держатели облигаций CEDC примут решение, разрешить ли «Русскому стандарту» поглотить компанию или сделать ее банкротом. Если Рустам Тарико получит в собственность CEDC, это будет достаточно симптоматично.
Сам Тарико в начале 1990-х занимался распространением в России напитков Martini, Smirnoff и Johnie Walker, выстроил собственную сбытовую сеть, а лишь затем стал производить собственную водку — «Русский стандарт», а также создал одноименный банк. Таким образом он, отчасти, повторяет судьбу CEDC, вот только не сосредотачивается на производстве алкоголя, а действует намного шире, благодаря чему сейчас и стоит в шаге от покупки полюбившейся россиянами водки «Зеленая марка».