будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Хозяйство

С каждого по копеечке, а казне-то большой плюсик

Вчера Владимир Путин подписал федеральный закон, допускающий с 1 января 2006 года возможность внесудебного взыскания налоговых санкций с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и фактически исключающий из Налогового кодекса презумпцию невиновности налогоплательщика.  Разработанный в Администрации Президента, этот закон, уже названный значимым событием в налоговой истории России, был призван разгрузить суды, якобы заваленные разбором мелких налоговых тяжб. Как нововведения отразятся на рядовом налогоплательщике и какие проколы и недоработки он в себе несет, «Полит.ру» прокомментировали эксперты:

Юрий Добронравов,  юрист, управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры»:

На налогоплательщиках принятый законопроект отразится болезненно. В настоящее время по действующему законодательству налоговая инспекция освобождена от уплаты госпошлины. И в связи с этим она и так очень часто выносила решения, связанные с налогоплательщиками, - о привлечении к ответственности, об отказе возмещения, например, экспортного НДС - не имея на то правовых оснований. Но даже если налогоплательщик обратится в суд и суд признает его правоту, то госпошлина с налоговой инспекции, которая действовала незаконно, взыскана не будет. А речь часто идет об очень больших суммах. Налогоплательщик же потеряет свое время, понесет расходы на привлечение адвокатов, которые возмещаются зачастую не в полном объеме. То есть при любом исходе дела налоговики, в общем-то, никакого ущерба не несут. Но все-таки для того, чтобы взыскать какие-либо деньги, – им приходилось обращаться в суд, тратить время на подготовку документов, убеждать судей в том, что все законно.

Сейчас ситуация еще более ухудшилась: теперь налоговая инспекция может, приняв незаконное решение, сама же его и исполнить. Она списывает деньги, налогоплательщик только затем уже имеет право обращаться в суд, нанимать юристов, платить им деньги, а судебное разбирательство может затянуться на долгие месяцы. Минимум – это 2-3 месяца, и все это время налогоплательщик лишен своих законных денег. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, в частности статей, устанавливающих, что «никто не может быть лишен своей собственности помимо судебного решения». Именно в связи с этим и был такой порядок: если налоговая инспекция намерена лишить налогоплательщика его собственности, в частности денежных средств, то она все-таки должна обращаться в суд, и уже суд должен решать. Поскольку такой порядок установлен Конституцией. Сейчас, после того как эта поправка к Налоговому кодексу вступит в силу, я практически уверен, что встанет вопрос о ее конституционности. И данный вопрос будет рассматриваться Конституционным судом.

К сожалению, в последнее время в практике КС наметилась тенденция, направленная против налогоплательщиков и в пользу налоговых органов. Если вспомнить, то недавно было принято постановление, связанное с определением порядка срока давности привлечения к налоговой ответственности, где было указано, что оно распространяется только на «добросовестных налогоплательщиков».  А что такое «недобросовестный»?  В законодательстве нигде этого нет, и этот расплывчатый термин, который был придуман самим Конституционным судом в 1998 году, сейчас с успехом налоговыми органами используется. А в силу того, что понять, что такое «добросовестность» и «недобросовестность»  нельзя, то в общем-то ситуация получается совсем плохая.

Например, если бы кто-то из моих клиентов попал под безакцептное списание по новому  порядку и мне бы пришлось обратиться в суд, я бы сразу поставил вопрос о конституционности нормы. Правда, каков будет исход в Конституционном суде, - предсказать сложно. Это, конечно, вещь печальная: раньше налоговая должна была убедить судью, что она поступает законно, и тогда он давал санкцию на списание. А сейчас мячик перекинут на другую сторону:  т.е. сначала у вас отбирают деньги, а потом вы ходите и доказываете, что это сделано незаконно.

Очень жаль, что депутаты Госдумы, стремясь угодить государству, режут курицу, несущую золотые яйца. Понятно стремление упростить работу налоговых органов, но вместе с тем, на практике, мы часто видим, как выносится решение о штрафе в 50 тыс. рублей, тогда как стоимость услуг профессионального юриста стоит достаточно дорого, порядка 3 тыс. долларов за инстанцию. И часто, по нашему опыту,  налогоплательщик на какие-то суммы просто плюет, так как это экономически нецелесообразно. А поскольку таких решений выносится много, то с каждого по копеечке, а в казне-то уже большой плюсик.

Сергей Штогрин, депутат, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам:

Самая главная проблема в связи с принятием этого законопроекта  - внесение изменений в пункт 6 статьи 108 первой части Налогового кодекса, которая говорит о презумпции невиновности налогоплательщика. Из фразы "лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке в соответствии со вступившим в законную силу решением суда" исключают последние слова - о том, что виновность устанавливает суд. А на этом презумпция невиновности и строилась. Теперь, в соответствии с законом, вашу вину может установить налоговая инспекция. Это полностью меняет суть закона. Казалось бы, речь идет о техническом вопросе: слегка изменили формулировку, чтобы разгрузить арбитражные суды. Но на самом деле речь идет о нарушении принципа. Последствия этого нарушения могут быть самыми разными.

Например, президентский законопроект предусматривал, что бесспорное списание штрафов будет применяться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, а при внесении изменений в статью 108 презумпции невиновности лишаются все - не только организации и индивидуальные предприниматели, но и все физические лица, а это больше сотни миллионов человек, практически все взрослое население нашей страны. Теперь в Налоговом кодексе остались две нормы, устанавливающие презумпцию невиновности: то, что неясности трактуются в пользу налогоплательщика, и то, что бремя доказательства лежит на налоговом органе. Осталось их еще поправить - и все мы, без исключения, окажемся потенциально виновными. А поскольку налоговое законодательство у нас неотработанное, то потенциально все мы становимся нарушителями и подпадаем под статью - либо Административного, либо Уголовного кодекса.

Легко предположить, что вскоре кто-то обратится и в Конституционный суд. Так зачем тогда принимать закон, если очевидно, что он будет оспорен в Конституционном суде?

В законе должна быть прописана вся процедура взыскания штрафа и, главное, мера участия налогоплательщика в процессе принятия решения. Нам говорят: пропишете это в другом законе, правительственном, который идет следом за президентским. Но президентский-то вступит в силу с 1 января 2006 года, а правительственный вряд ли будет принят в ходе осенней сессии. Значит, с Нового года и на неопределенный период налоговики получат дополнительные полномочия, применение которых никак не будет регулироваться. Значит, они будут действовать на свое усмотрение, со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с тем, готовили законопроект так называемые эксперты, но остается непонятным,   почему же он получился абсолютно сырым. Там не прописан даже элементарный и при этом принципиальный вопрос: за какой период налоговый орган сможет списывать деньги во внесудебном порядке? За период проверки? За налоговый период? Или за календарный год? Сядет налоговый инспектор и будет думать: вот проверил я налог на добавленную стоимость и акцизы за календарный год. В обоих случаях налоговый период - месяц. Нашел я нарушения по НДС в пяти месяцах, а по акцизам - в шести. Мне пять тысяч выписывать за всю проверку или по каждому месяцу отдельно? Так вот, не он об этом должен думать. Это предельно четко должно быть прописано в законе. Иначе каждый будет решать исходя из того, какую ему взятку дадут.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).