Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) организует торги авиакеросином с участием оператора товарных поставок, а именно с РЖД. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к СПбМТСБ. Инициатива призвана защитить рынок от недобросовестных трейдеров и провоцируемых ими скачков цен.
Ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет 27 российских авиакомпаний и авиапредприятий) направила обращение министру транспорта Евгению Дитриху с просьбой не допустить роста цен на авиатопливо. Аргументы АЭВТ, пишут «Ведомости», будут обсуждаться на заседаниях рабочей группы, в которую войдут представители федеральных органов власти (в том числе Минэнерго и ФАС), а также самой ассоциации и поставщиков авиакеросина.
В СПбМТСБ сейчас решают вопрос с тем, чтобы ограничить нецелевое использование авиакеросина, которое приводит к раскачке цен. По данным биржи за июль, доля трейдеров-посредников в общем объеме торгов авиакеросином составила около 51%.
Авиакеросин не облагается акцизом, поэтому некоторые используют его для дальнейшего изготовления суррогатного дизельного топлива. Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев замечает, что зачастую марки ТС и РТ используются для смешения с некачественным топливом и последующей реализации неподакцизного товара. «Приобретение авиакеросина для последующей реализации под видом дизтоплива часто практикуется недобросовестными участниками рынка. А нецелевое использование подстегивает спрос», – поясняет Гусев.
По словам Гусева, только государство теряет на недополученных налогах более 8000 рублей с тонны, а потребитель получает товар, способный привести к поломке его автомобиля. «Рынок теневого топлива в нашей стране до сих пор существует и оценивается в несколько десятков тысяч тонн в месяц», – подчеркнул он.
СПбМТСБ уже направила регуляторам запросы для изучения возможности введения ограничений. «Так, например, СПбМТСБ планирует в IV квартале 2020 г. внедрить на рынке нефтепродуктов, поставляемых ж/д транспортом, институт оператора товарных поставок. «Этот проект реализуется совместно с ОАО «РЖД», — говорит представитель биржи. Функции оператора товарных поставок предполагают проведение, учет и контроль за доставкой проданной продукции. «Работа с участием такого оператора создаст условия повышения прозрачности процесса исполнения биржевых договоров с фиксацией информации о грузополучателях, упростит документооборот, позволит урегулировать в рамках биржевой инфраструктуры вопрос сверхнормативного простоя цистерн за счет клиринговых механизмов», – поясняет представитель биржи.
Инициатива биржи может позволить уменьшить нецелевое использование авиакеросина, тем самым способствуя стабилизации цен, но не решает вопроса фискальной нагрузки на отрасль, которая является одной из основных причин увеличения цен на нефтепродукты, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
«Если бы в ценообразовании на дизель налоги и акцизы не составляли более 70%, стоимость была бы меньше и у некоторых недобросовестных участников рынка не было бы искушения нецелевого использования керосина», – сказал он. По мнению эксперта, для эффективной стабилизации и удерживания цен необходимы серьезные инициативы в рамках налоговых стимулов производства и реализации качественных нефтепродуктов.