Поправки в законопроект о закупках, которые готовят ко второму чтению в Госдуме, позволят госкомпаниям скрывать информацию о большей части закупок, а также предъявлять любые требования к поставщикам. Об этом 27 июня написала газета «Ведомости».
«Можно предположить, что данные поправки связаны с лобби госкомпаний. Но вообще, если говорить об этом законе, то он очень неоднозначный», — рассказал в беседе с «Полит.ру» руководитель проектов «OpenGovData.ru», «РосГосЗатраты», «Гослюди» и «Госсеть» Иван Бегтин.
Бегтин отмечает, что
«Здесь возникает следующий вопрос — если у госкомпаний есть какие-то вопросы, касающиеся коммерческой тайны, и эти компании недостаточно публичны, тогда почему они остаются государственными?» — удивляется эксперт.
По его мнению, «такое большое количество госкомпаний — это принципиальная проблема». «Давайте их приватизируем, и тогда пусть акционеры решают, насколько прозрачна должна быть компания. В противном случае они должны быть публичными, так как получают деньги из бюджета», — пояснил Бегтин.
По словам эксперта,
По мнению Бегтина, если уж госкомпании настаивают на коммерческой тайне, то здесь тоже есть несколько решений. «Например, можно публиковать информацию не сразу, а с некоторой задержкой. Так поступает Минобороны США — военное ведомство публикует всю информацию о госзакупках с задержкой в 6 месяцев, чтобы она была недоступна для потенциальных противников. Есть европейский подход, который подразумевает, что ограничение о раскрытии информации распространяется не на весь договор, а на его отдельные части, которые являются коммерческой тайной, однако информация о сумме, сроках платежа и дате исполнения контракта раскрывается», — пояснил эксперт.
По его словам, европейцы в рамках своей системы раскрытия информации (Financial Transparency System) публикуют данные обо всех без исключения транзакциях, однако в некоторых случаях указывается только сумма, базовое описание контракта и строка бюджета, по которой эта сумма прошла, а адресат получения средств не раскрывается. Однако при таком подходе у граждан есть возможность узнать, какой объем средств не публичен и по каким конкретно статьям, отмечает Бегтин.
Напомним, что новая версия закона о госзакупках позволяет госкомпаниям не сообщать о тендерах менее чем на 500 тысяч рублей, а также имеющих отношение не только к государственной, но и к коммерческой тайне. При этом компании смогут сами решать, что такое коммерческая тайна. Также с госкомпаний снимается обязанность публиковать долгосрочные планы закупок — только однолетние.
Второе чтение документа запланировано на 29 июня. Сейчас правительство, которое полагает, что отнесение закупок к коммерческой тайне должно регулироваться, готовит заключение на законопроект. Кроме того, не исключено, что Федеральная антимонопольная служба предложит вовсе не принимать документ.