будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин пенсия социальная политика
Июль 2, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Серая зарплата как цель номер один

Серая зарплата как цель номер один
600-450_F6IgaJe
Антон Силуанов. министр финансов РФ

Во вторник в Министерстве финансов прошло заседание расширенной коллегии ведомства. На нем подводились итоги работы министерства за прошлый год и шире, за шесть лет правительства Медведева. Но, что интереснее, строились планы на будущее. Оказывается, что цель №1 на ближайшее время — серые доходы.

Налоговая служба за последнее десятилетие стала одной из самых информатизрованных структур в России — суперкомпьютеры, которые закуплены ведомством, позволяют отслеживать миллиарды транзакций между сотнями тысяч и миллионами юридических лиц, что позволяет достаточно легко выявлять мошеннические схемы по уходу от налогов — по крайней мере, «простые» случаи. В результате собираемость НДС за последнее время резко выросла, и это без изменения ставки налога.

На коллегии министр финансов Антон Силуанов заявил, что методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.

 
Работник налоговой службы консультирует пенсионера / АГН "Москва" / фото: Терещенко Михаил

Силуанов не рассказал, каким именно образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога. Но вариантов тут не очень много, а весь инструментарий и отличные источники информации в распоряжении ФНС уже есть.

Конечно, почти невозможно отследить перемещение денег, если гражданин получает наличные и их же тратит в магазине. Но если хотя бы на каком-то этапе используются банковские счета, а они в России авторизованы, то все легко поддается автоматизации.

Благодаря уже внедренным онлайн-кассам в ФНС могут в режиме реального времени отслеживать не только движение по банковским счетам, но и то, куда деньги тратятся. Не стоит недооценивать «продвинутость» систем слежения. Легко можно себе представить ситуацию, что человек официально получает зарплату на карточку в 10 тысяч рублей, а еще 100 получает в конверте. При этом за все покупки расплачивается наличными, а карточку использует только для оплаты коммунальных платежей и, например, такси. Если программа ФНС будет настроена правильно, то она быстро заметит подозрительного налогоплательщика, который получает мало, но при этом регулярно пользуется такси. Одновременно можно проверить в Росреестре данные о принадлежащей ему недвижимости. Все это может стать поводом для более пристальной проверки как самого гражданина, так и его работодателя.

Также не стоит забывать, что благодаря обмену информацией между налоговыми органами разных стран ФНС сейчас имеет данные о зарубежных счетах россиян, так что и тут скрыть деньги будет проблематично.

Еще один запланированный «удар» Минфина по существующей сейчас системе связан с работой по снижению уровня бедности. Предполагается, что более справедливое перераспределение социальной поддержки позволит если не решить проблему, то хотя бы сгладить ее. Сейчас субсидии от государства, как правило, получают не те, кто в них нуждается, а те, кто отвечает формальным критериям — например, получает низкий официальный доход. В принципе правительству вполне под силу выстроить систему, благодаря которой удастся оценить реальную потребность людей в помощи.

 
Пенсионер на дороге / pixabay.com

Все это логичные и достаточно справедливые идеи, но они могут привести к сокращению доходов заметного числа людей, причем, порой, далеко не самых богатых. И это даже без изменения ставок налогов и страховых сборов — а это тоже обсуждается.

Вдобавок не стоит забывать, что на повестке дня все еще стоит пенсионная реформа с введением квазидобровольной накопительной системы, а это еще минус несколько процентов от зарплаты большинства работников. Конечно, взамен они получат пенсионный капитал — правда, учитывая историю пенсионной системы страны, рассчитывать на него вряд ли кто-то будет всерьез.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).