будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
экономика
Июль 2, 2025
Хозяйство
Своекоштный Петр

Северная Нигерия

Северная Нигерия
coca-cola-02
Директор Coca-Cola Мухтар Кент. Источник: Фото: saportareport.com

Россия вновь получила нелестную оценку своей международной репутации. Нашей стране не привыкать к нижним строчкам рейтингов различных аналитических агентств, но в этот раз свое мнение о политической ситуации высказала компания, для которой подобного рода деятельность, мягко говоря, не является профильной.

The Coca-Cola Company, вернее, ее подразделение Coca-Cola Hellenic Bottling Company, в отчете для акционеров упрекнула российское правительство в непоследовательной государственной политике. По этому критерию, который для компании может обернуться потерей прибыли, Россия оказалась в одной группе риска с такими странами как Нигерия и Румыния.

Среди указанных проблем, «особенно характерных для России и Нигерии», значатся «правовая неоднозначность» и «очень высокий уровень коррупции». При этом, беспокойство Coca-Cola вызывает тот факт, что компания связана американским законом о запрете на участие в коррупционных действиях за рубежом и по этой причине может оказаться в «неравных условиях» с конкурентами, которые имеют возможность давать взятки российским чиновникам.

Кроме того, существенным недостатком российской действительности названа «большая и сложная структура государственного управления», в рамках которой местные власти разных регионов могут выдвигать различные требования к товарам, а также принимать «противоречащие друг другу решения». Подобные факты, по словам авторов отчета, могут привести к увеличению расходов.

Coca-Cola HBC занимается продажами продуктов компании в 28 государствах, в том числе — в странах СНГ. Согласно отчетам, опубликованным на сайте этого подразделения, географическая область рынка, находящаяся в сфере его ответственности, делится на три зоны: одну стабильную и две менее спокойных.

К первой относятся, например, Греция, Австрия и Италия. Вторая (developing market) включает Чехию, Венгрию и Польшу. А третья зона определена как emerging market ("зарождающийся", "возникающий" рынок). К ней-то и относятся Россия, Нигерия и другие развивающиеся страны. Основным критерием для подобного распределения государств, судя по всему, является не уровень продаж и не емкость рынка: "зарождающийся рынок" в 2012 году принес больше прибыли, чем "стабильный" (3,194 миллиарда евро против 2,701), а Россия для Coca-Cola HBC вообще является одним из крупнейших потребителей.

Coca-Cola в Африке. Фото: peterslarson.com

Таким образом, мнение коммерческой компании о перспективах рынка в значительной мере основано на политическом состоянии государства. Этот же фактор является ключевым во многих рейтингах «экономической свободы» и «развития бизнеса». Например, в последнем отчете Всемирного банка Doing Business, характеризующего «легкость» ведения предпринимательской деятельности, Россия находится на 112 месте, опережая Никарагуа, Уганду и Кению, но отставая от Пакистана, Папуа-Новой Гвинеи и Парагвая.

В рейтинге экономической свободы, составленном The Heritage Foundation, Россия заняла 139 строчку, между Вьетнамом и Гвинеей-Бисау. При этом, в отчете британской консалтинговой компании Maplecroft риск политического переворота в нашей стране назван «очень высоким», как и в Боливии, Конго и Нигерии. В итоге, совершенно логичным выглядит тот факт, что Reputation Institute в «рейтинге репутаций» поместил Россию на 45 место из 50 возможных, значительно ниже Пуэрто-Рико, Таиланда и Гаити.

В то же время, нельзя не отметить, что Россия, входящая в число крупнейших экономик мира, имеет минимальный уровень внешнего долга и находится на четвертом месте по уровню золотовалютных резервов. Кроме того, в экономическом плане, страна не имеет такой традиционной проблемы европейских государств, как стремительно снижающееся «желание работать».

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, последние годы количество «реально отработанных часов» на одного занятого совершеннолетнего в Европе неуклонно снижалось. Например, в 2011 году в Германии работник занимался чем-то полезным всего 1413 часов, в Нидерландах — 1379, в Норвегии — 1426, во Франции — 1476. В России этот показатель составляет 1981 час, а в самых трудолюбивых странах — Мексике и Южной Корее — 2250 и 2090 часов.

При этом, последние события в экономике и политической жизни Европы показывают, что население стран ЕС, несмотря на серьезные финансовые проблемы, категорически не согласно с «мерами жесткой экономии», к которым призывает руководство Евросоюза. Ярким примером этого явления стали Греция и Италия, которые Coca-Cola HBC относит к числу старых и стабильных рынков.

В Греции сокращение расходов бюджета, «замораживание» зарплат и планируемое повышение пенсионного возраста до 63 лет привели к забастовкам и акциям протеста небывалых масштабов.

А итальянских политиков на днях даже вынужден был одернуть глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Он отметил, что популистские лозунги, звучавшие на прошедших выборах, абсолютно неприемлемы, и страна должна принять ряд жестких мер для снижения расходов и уровня госдолга.

Привычка не ограничивать себя в тратах и рассчитывать на достойный уровень жизни без лишних усилий обусловлена не только материальными причинами, но и статусной потребностью обитателя старой Европы. Этим он и желает отличаться от жителей стран третьего мира, которые вынуждены тяжело работать ради удовлетворения своих минимальных потребностей.

В конечном итоге, представления жителей «состоятельного Запада» о самих себе не могут не влиять на различные бизнес-рейтинги, которые, в свою очередь, и подтверждают эти представления. Какое значение условные показатели "списков успешных стран" могут иметь для реальных экономических отношений — вопрос спорный. По крайней мере, правительство России все чаще говорит о необходимости повышения расходов на «имидж страны», а российские дипломаты постоянно требуют «уважения» у западных партнеров. Однако очевидно, что кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию сможет только окончательное перераспределение сил в мировой экономике, которое, по прогнозам экспертов, должно произойти уже в ближайшее десятилетие.

Своекоштный Петр
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).