Администрация Барака Обамы дала компании Shell Gulf of Mexico, «дочке» англо-голландской Shell, предварительное разрешение на бурение нефти и газа в Арктике, сообщает американская газета The New York Times во вторник, 12 мая. По данным издания, подготовка к бурению в Чукотском море начнется уже этим летом.
В России, вероятно, это событие будет воспринято как очередной шаг в геополитической борьбе за Арктику, но в самих Соединенных Штатах решение Бюро по управлению океанической энергии центрального Министерства внутренних дел считается скорее очередным этапом борьбы нефтяников с экологами.
Бурение в водах Арктики сопряжено со множеством проблем. Зимой практически весь Северный Ледовитый океан замерзает, даже в сезон метеоусловия часто не позволяют совершать полеты, так что в случае какой-либо аварии проводить меры по спасению морской поверхности и береговой линии от загрязнения будет крайне сложно.
Нефтяники имеют на эту проблему свою точку зрения: на дне Чукотского моря и моря Бофорта могут находиться десятки миллиардов баррелей нефти и до 8 трлн куб. м. природного газа — это сравнимо с доказанными запасами на территории США. Также за разрешение бурения в Арктике выступают власти северного штата Аляска — буровые платформы, трубопроводы и НПЗ это новые налоги, рабочие места и, в конечном счете, поддержка избирателей.
Во время своей избирательной кампании в 2008 Барак Обама обещал обуздать нефтяное лобби и всячески способствовать принятию «зеленого» законодательства, однако пока у него выполнить свою программу, по всей видимости, не выходит.
Летом 2012 года американские власти уже давали Shell разрешение на работы в Арктике, но тогда компания столкнулась со множеством проблем. Одна из нефтяных платформ, Kulluk, даже села на мель — ее пришлось буксировать в безопасное место. В 2013 году МВД отозвало свое разрешение до тех пор, «пока все вопросы безопасности не будут разрешены».
Промышленники и экологи сходились в одном: Чукотское море является одним из самых опасных мест в мире для бурения. Район удален от цивилизации, к нему нет дорог, на расстоянии сотен километров нет городов или глубоководных портов, ближайшая станция береговой охраны с оборудованием для реагирования на разлив нефти находится в 1,5 тысячах километрах. Волны в Чукотском море достигают высоты в 15 метров, притом именно его воды являются основной кормовой базой для морских млекопитающих, в том числе гренландских китов и моржей.
Опасный для экологов знак администрацией Обамы был дан четыре месяца назад, когда МВД разрешило начать бурение в районах Атлантического океана, где раньше добывать нефть было запрещено. Теперь по позициям «зеленых» нанесен новый удар.
Бюро по управлению океанической энергией при этом не восстановило данное раньше разрешение: теперь оно распространяется только на воды Чукотского моря, причем бурить можно не глубже 43 метров — для сравнения платформа Deepwater Horizon, авария на которой привела к загрязнению вод и побережья Мексиканского залива в 2010 году, бурила на глубине 1500 метров. Также чиновники заверили, что Shell обязалась выполнять все самые современные правила безопасного бурения. Компания также заручилось поддержкой Бюро по вопросам безопасности и природоохранного правоприменения, которое занимается контролем за исполнением Акта о защите морских млекопитающих — такой закон был принят Конгрессом в 1972 году.
«Решение добавляет новую непростую главу в наследие президента Обамы, который занимался экологией больше, чем любой другой президент США, но в целях поддержания баланса интересов открыл для бурения в федеральных водах нетронутые запасы нефти и газа», — пишет The New York Times. Учитывая, что в Соединенных Штатах уже фактически стартовала новая президентская кампания (выборы пройдут осенью 2016 года), Барак Обама действительно воспринимается как «уходящий политик», чьи решения продиктованы исключительно мыслями о том, как его будут воспринимать потомки.
Россия, которая является арктической «соседкой» Соединенных Штатов, действия уходящей администрации Обамы, скорее всего, будут восприняты иначе.
Конечно, добывать нефть в российской части Чукотского моря никто не будет — если Соединенные Штаты не могут похвастаться развитой инфраструктурой на северном побережье штата Аляска, то на российском побережье инфраструктуры пригодной для использования нефтедобывающей отраслью нет в принципе.
Россия добывает нефть на другом участке Северного Ледовитого океана — в Печорском море. Там сейчас находится платформа «Приразломная», глубина моря в этом месте — около 20 метров. Пока что добыча нефти не вышла на плановые показатели, хотя в Европу с «Приразломной» уже отправлено два танкера с топливом.
Намного вероятней, что экономическая активность Америки в Арктике будет использована Дмитрием Рогозиным для того, чтобы добиться еще большего финансирования курируемых им проектов.
Ответственный за Арктику вице-премьер Дмитрий Рогозин, который еще в марте возглавил Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, уверен, что Россия должна как можно более активно вести себя в полярной зоне для того, чтобы у ее конкурентов не возникло желания занять нишу. В последнее время начал увеличиваться грузопоток по Северному морскому пути, в 2009 году по нему впервые прошло иностранное судно, планируется построить по крайней мере три новых атомных ледокола, активизируется научная деятельность.
В понедельник стало известно, что российское правительство выделило четверть миллиарда рублей на возобновление национальных экспедиционных исследований в Арктике. Это будет «способствовать стабилизации и развитию деятельности России в Мировом океане, в том числе в связи с потребностями растущего природопользования в Арктике и охраны ее окружающей среды». Кроме того, на эти деньги предполагается создать национальный атлас Арктики.
Специально для арктического региона закупается новое вооружение — предполагается, что вдоль Северного Ледовитого океана на постоянной основе будут расквартированы некоторые российские военные части.
Прибыль арктические проекты при этом пока не приносят — добыча нефти и содержание инфраструктуры Северного морского пути обходятся дороже, во всяком случае пока что, чем за них готовы платить на рынке. Поэтому государственное финансирование пока что – единственный источник денег для российской Арктики. И в этом деле Барак Обама может внезапно помочь Дмитрию Рогозину.