Подписанный вчера меморандум со второй по величине американской нефтяной компанией - ChevronTexaco показывает, что “Газпром” фактически открыл тендер на участие в проекте СПГ в Штокмановском месторождении крупных иностранных компаний.
Штокмановское месторождение (запасы - 3,2 трлн. куб. м) расположено на шельфе Баренцева моря и является одним из самых “тяжелых” по вводу в эксплуатацию. Для “Газпрома” в одиночку – фактически неподъемно. Именно поэтому концерн старается привлечь иностранных партнеров. Более того, газовый монополист готов ради привлечения иностранных инвестиций развивать проекты СПГ, к которым у него до сих было сдержанное отношение.
“Стратегия “Газпрома” сориентирована на магистральные трубопроводы – отмечал эксперт Российского газового общества Юрий Невежин – и связанные с этой системой долгосрочные поставки . А рынок СПГ потребует от команды “Газпрома” работать в режиме спотовой торговли – т.е торговли небольшими порциями газа в условиях меняющейся коньюнктуры рынка. Так концерн пока не работал.
“Этот документ ставит компании на шаг ближе к совместной разработке богатого Штокмановского газового месторождения в Арктике и к поставкам сжиженного природного газа (СПГ) на рынки США. Сотрудничество с Chevron Texaco поможет “Газпрому” диверсифицировать свой экспорт и поставлять СПГ в Соединенные Штаты. США сейчас испытывают дефицит газа в связи со снижением внутренних запасов. Более того, “Газпром” выиграет от опыта работы с Chevron, как в технологическом, так и управленческом плане, что очень полезно для компании, учитывая немалую сложность большинства новых проектов разведки газа, например в Баренцевом море. Выход второй по величине американской компании на российский рынок будет способствовать его развитию – сообщил Полит.Ру аналитик компании “Брокеркредитсервис” Максим Шеин.
Обозреватели “Коммерсанта” обратили внимание на то, что в сделке с Chevron “Газпром” решил обойтись без своего недавно обретенного партнера – “Роснефти”, указывая таким образом ее президенту – Сергею Богданчикову его место в определении стратегии концерна. (Ранее глава “Роснефти” заявил, что стратегические планы “Роснефти” станут страгическими планами объединенного концерна-монстра).
Однако если это так, - а глава “Газпрома” не предпринимает серьезные шаги без ведения президента Владимира Путина, то это может означать, что агрессивная и жесткая политика Богданчикова и его куратора Игоря Сечина стала вызывать некоторое недовольство в Кремле.