будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Сильные проблемы слабых валют

Сильные проблемы слабых валют
gric_big

Идея превратить рубль в одну измировых резервных валют явно становиться навязчивой. Убедившись, что страны СНГне горят желанием использовать рубль во взаимных расчетах и включать его всостав валютных резервов, российское политическое руководство сталопроталкивать эту идею на уровне другого международного конгломерата. А именно –на уровне стран, включенных в очень странное объединение под аббревиатурой БРИКС,которое чуть было не переименовали в БРЮКИ.

Мы сейчас не собираемся обсуждатьперспективы этого объединения, так как эта тема очень большая и требуетотдельного разговора. Заметим только, что идея конгломерата почему-то сталавосприниматься всерьез и зажила своей собственной жизнью. И в качестве одной изсторон этой жизни на свет божий вновь появилась мысль об использования рубля вкачестве средства международных расчетов, правда, теперь уже в компании другихвалют, но такого же сорта и качества.

Мысль об использованиинациональных валют в расчетах между странами БРИКС была озвучена во время проведениясаммита этих стран в г. Санья на о.Хайнань в Китае. 14 апреля 2011 года.Президент России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос российских журналистов опроцессе перехода стран БРИКС на национальные валюты, заявил, что «мы действительно говорили в узком составе, а до этогоэксперты работали в отношении того, каким образом нам быстрее переходить нарасчёты в национальных валютах».

Технически, идея использования вмеждународных расчетах слабых национальных валют может быть реализована. Темболее, что мировой опыт таких расчетов уже имеется. В нашем случае они могли быпроисходить следующим образом. Предположим, что у Китая перевес в торговле сРоссией, но в тоже время дефицит в торговле с Индией. Но у Индии, в своюочередь, дефицит в торговле с Бразилией, ну, а у Бразилии дефицит в торговле сРоссией. Тогда Россия оплачивает свой дефицит в торговле с Китаем рублями,Китай оплачивает полученными рублями свой дефицит в торговле с Индией,соответственно, Индия покрывает полученными от Китая рублями дефицит сБразилией, а Бразилия, в свою очередь, перечисляет рубли России в оплату своегодефицита. В результате этой цепочки расчетов все взаимные платежи и взаимныезадолженности погашены, а расчетная валюта возвращается к своему эмитенту ивыходит из обращения. Потом эта схема повторяется, но с учетом того, чтораспределение дефицитов и профицитов во взаимной торговле между странами можетбыть уже другим.

Эффект от подобного рода зачетахорошо понятен. Взаимные требования между странами были погашены с использованиемслабой валюты, а не сильной – доллара или евро. Сильные валюты остаются лежатьв резервах стран-участниц взаимозачета, или в резервах их компаний-экспортеров,и это должно сильно снизить напряженность на их внутреннем валютном рынке.Особенно в тех странах, где твердая валюта часто бывает в дефиците.

Национальная валюта, котораяиспользуется в качестве средства платежа в этой схеме, может быть любой, таккак расчеты между странами являются замкнутыми или, как их принято называть,клиринговыми. Соответственно, в обороте может быть «клиринговый рубль»,«клиринговый юань» или «клиринговая рупия». Единственная связь этой валюты смировым валютным рынком будет состоять в том, что страна-эмитент беретсяподдерживать курс клиринговой валюты неизменным по отношению к основным мировымвалютам на протяжении определенного интервала времени, в течение которогопроисходят взаиморасчеты. Например, года.

При этом надо учесть, чтоодинаковые по своим размерам дефициты в торговле разных стран вряд ли будутчастым явлением, поэтому стопроцентного зачета взаимных долгов в течение одногогода не получится. Но тут можно договориться о том, что все расхождения могутбыть покрыты твердой валютой или, страна, у которой оказался значительныйизлишек, который нельзя покрыть за один год, ждет еще год-другой, пока он небудет покрыт, и за это ожидание ей начисляют проценты.

Однако при практическомприменении этой схемы расчетов возникают трудно преодолимые барьеры. Хотя вкачестве расчетной может использоваться любая валюта, тем не менее, желательно,чтобы в обороте была валюта страны, имеющей максимальные объемы торговли сдругими странами. И вот уже по этому критерию российский рубль никак неподходит, потому что объем торговли российских компаний с Индией и Бразилиейочень небольшой, а с ЮАР – и вовсе ничтожный. За последние несколько летроссийский экспорт в Индию колеблется в интервале от 1% до 2% от общего объемароссийского экспорта, а импорт – в пределах 1% от общероссийского импорта.Экспорт в Бразилию и ЮАР меньше одного процента, импорт из Бразилии – от 1% до2% (это кофе, сахар, соя и белое мясо), импорт из ЮАР – десятые доли процента.

Соответственно, в сводкахнациональных статистических служб этих стран доля России такая же маленькая, ипоэтому ее даже не выделяют в списке основных торговых партнеров, и относят вкатегорию «прочие». Поэтому, строго говоря, никакой потребности в использованииклиринговой валюты для расчетов с этими странами мы не испытываем, да и они,кстати, тоже. Неужели, в самом деле, мы не найдем $4 млрд. в год для оплатыимпорта из Бразилии, $2 млрд. – для оплаты импорта из Индии, и $473 млн. дляоплаты импорта из ЮАР? Конечно, найдем, особенно при нашем-то общем экспортепочти в $400 млрд. (данные за 2010 год).

Другое дело – наши отношения сКитаем. Показатели экономических взаимоотношений с ним несколько получше –российский экспорт в Китай составляет 5-6% от общего объема экспорта, а импорт– даже 17% (но это только в 2010 году; до этого он был 10-12%). В денежномвыражении это $20 млрд. и $39 млрд. соответственно. Тут есть на чем экономить,однако, как нам представляется, для самого Китая подобного рода валютныеэксперименты большого значения играть не будут. Опять же, для него ни Россия,ни Индия с Бразилией, ни ЮАР не являются основными торговыми партнерами. Длянего это, прежде всего, США, Гонконг, Южная Корея и Япония, экспорт в которыепревышает $200 млрд., а страны БРИС – это так, клиенты третьего уровня, оборотыс которыми в несколько раз меньше.

В общем, с точки зрения экономиитвердой валюты, предполагаемый эффект от использования вместо нее какой-нибудь слабойнациональной валюты в расчетах между странами БРИКС будет небольшим.Товарооборот между участниками этого конгломерата незначительный, поэтомувводить в межстрановое обращение специальную расчетную валюту для егообслуживания большого смысла не имеет.

Однако это еще не все возражения.Следующий барьер, о который может споткнуться идея расчетов между странами БРИКС,состоит в том, что Россия пока не собирается продавать свои основные экспортныетовары – нефть, газ и нефтепродукты – за слабые валюты. Нефть и газ Россиябудет продавать только за твердую валюту, к которым валюты стран БРИКС неотносятся. Поскольку эти три товарные позиции в российском экспорте играютосновную роль, то исключение их из общего списка обмениваемых товаров сделаетвзаимный товарооборот еще меньше, а использование в расчетах национальных валют– еще менее эффективным.

И еще один барьер, гораздо болееважный, чем все остальные – это распределение сальдо во взаимной торговле междустранами БРИКС. Выше мы приводили условный пример того, при каких условияхмогут осуществляться расчеты в слабой или клиринговой валюте. Основное условие– это наличие взаимных долгов, приблизительно одинаковых по своим размерам.Взаимные долги образуются как результат обмена товарами и услугами каждойстраны с какой-нибудь другой и представляют собой т.н. торговое сальдо. У однойстраны при торговле с другой может быть положительное сальдо, но при торговле сдругой – отрицательное. И только при этом условии возможен зачет долгов клиринговойвалютой.

К сожалению, торговля междустранами БРИКС далека от этой идеальной конструкции. Например, в 2010 году уРоссии было отрицательное сальдо в торговле с Китаем почти в $18,6 млрд., а уКитая, в свою очередь, отрицательное сальдо в торговле с Бразилией $13,6 млрд.,и отрицательное сальдо в торговле с ЮАР – $4,0 млрд. И распределение взаимныхдолгов, и их суммы практически сходятся и это, вроде бы, дает основания дляпроведения зачета. То есть, если, например, Россия расплатиться с Китаемклиринговыми рублями на $18,6 млрд. (по курсу 30 руб./ $ это будет 558 млрд.руб.), то Китай получит возможность расплатиться с Бразилией на $13,6 млрд. и сЮАР на $4,0 млрд., и у него еще немного останется. Но вот что будут делатьдальше Бразилия и ЮАР, когда получат клиринговую валюту, не совсем понятно.Если бы у Бразилии было отрицательное сальдо в торговле с Россией, она смола быиспользовать клиринговые рубли для его покрытия. Но у Бразилии торговое сальдос Россией положительное, поэтому «закрыть» цепочку расчетов она не сможет. УЮАР такая же ситуация, да и торговое сальдо исчисляется не десяткамимиллиардов, а сотнями миллионов долларов. То есть с этой стороны цепочкавзаиморасчетов не работает.

Если зайти со стороны другогокрупного должника – Индии, то и здесь тоже не все хорошо. У Индии в торговле сКитаем дефицит более $20 млрд., и в торговле с Россией – $4,3 млрд. ПоэтомуИндия может эмитировать клиринговые рупии на $24 млрд. и покрыть задолженностьперед Китаем и Россией. Дальше Китай расплачивается клиринговыми рупиями сБразилией и ЮАР (на $13,6 млрд. и $4,0 млрд.), а Россия – с Бразилией на $2,2млрд. и с ЮАР на $0,4 млрд. Вот до этого момента цепочка зачетовработоспособна, а дальше – уже нет. Получив от Китая и России в общей сложности$15,8 млрд., Бразилия откажется перед вопросом: а как она их разместит? Поидее, она должна отправить эти суммы на погашение своего долга перед Индией, новот Индия, опять же, к сожалению, не является основным торговым партнеромБразилии, и поэтому профицит Индии совсем небольшой – $2,4 млрд. Бразилия еголегко покроет, а вот что она потом будет делать с остатком в $13,4 млрд.клиринговых рупий – непонятно.

В общем, как можно убедиться, несмотряна свою привлекательность, взаиморасчеты с использованием слабых национальныхвалют – штука очень сложная. И основная сложность состоит в том, что этирасчеты (или зачеты долгов) должны быть сведены «в ноль» в течение относительнокороткого промежутка времени – года или двух. А вот на расчеты с использованиемсильных валют такое ограничение не распространяется. Не удалось какую-нибудьсильную валюту пристроить в этом году – ничего страшного, она спокойно можетполежать в валютном резерве. В следующем году тоже не получилось – и в этомслучае сильная валюта может накапливаться в резервах и ждать худших времен.Поэтому очень хорошо можно представить, как Бразилия накапливает в своихвалютных резервах 13,4 млрд. долларов, но практически невозможно представить,как Бразилия накапливает в резервах $13,4 млрд. клиринговых рупий (иликлиринговых рублей).

Как мы уже сказали, объединениеБРИКС является очень странным, и анализ предполагаемой системы расчетов внутриэтого конгломерата наглядно подтверждает это мнение. Поэтому, если российскоеруководство действительно хочет использовать рубль в качестве средства международныхрасчетов, то ему для этого придется подыскать других торговых контрагентов, аидею БРИКС отправить туда, откуда она пришла.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).