Министерство промышленности и торговли поддерживает российского производителя так, как умеет. То есть протекционистскими мерами. Минпромторг, в частности, предлагает запретить закупку одежды и обуви иностранных брендов для органов власти и нужд обороны и безопасности. Об этом сообщается на открытом правовом портале. Исключение предлагается сделать для тех товаров, которые не производят в России и Белоруссии.
Ведомство также предлагает запретить использование иностранных полуфабрикатов при изготовлении одежды для госслужащих. Закупать материалы за рубежом можно будет, если они вовсе не производятся на территории страны, либо если объем производства недостаточный.
Протекционизм в условиях рецессии — рецепт давно известный и давно себя зарекомендовавший с точки зрения бюрократов самых разных стран. Ведь и правда — как можно обеспечить своих производителей сбытом, как не ограничивать, по крайней мере, в рамках собственных полномочий, доступ на рынок товаров иностранных производителей? Логично казалось бы.
Тем более, что тут потребителем товаров и услуг оказывается государство. А стало быть, государство в своем праве: что, как, у кого закупать. Серьезной мерой поддержки российских предприятий легкой промышленности является размещение государственного заказа. Этот инструмент приобретает особую важность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Тем более, что условия, на которых мы вступили, позволяют нам все, что касается государственных и муниципальных заказов, полностью, стопроцентно обратить на собственных производителей. То есть при вступлении во Всемирную торговую организацию мы выговорили для себя условия, при которых госзакупки могут осуществляться российскими покупателями исключительно на основе предложений отечественных производителей, говорил Владимир Путин на совещании по вопросам легкой промышленности в марте 2013 года.
Впрочем, президент тут же оговорился: «требования к комплектации и качеству поставок у большинства министерств и госкомпаний вызывают серьезные вопросы. Нет должного порядка, существует почва для разного рода злоупотреблений. При этом добросовестным поставщикам, изготовителям качественной продукции доступ к госзаказу порой оказывается закрытым».
«Нужно сформировать четкие, прозрачные условия контрактов и требования, предъявляемые к участникам конкурсов, а также подумать о возможности заключения долгосрочных государственных контрактов», резюмировал Путин.
«Сегодня закупаются готовые швейные текстильные изделия, но порой в этих текстильных изделиях часто используются иностранные дешевые ткани. Соответственно, предлагается вернуться к прежней практике, как это было раньше, когда закупаются силовыми ведомствами отдельно ткани камвольные, в частности, ткани, которые разработаны в том числе и с участием государства, за счет государственных средств. Отдельно закупая ткани, силовые ведомства могут размещать их на складах предприятий на период заказа самой швейной продукции и затем уже получать готовый продукт. То есть мы обеспечиваем загрузку наших камвольных комбинатов, и, соответственно, потом эти изделия будут шиться, естественно, в России», вторил ему министр промышленности Денис Мантуров.
Одежду и обувь для российской армии начнут изготавливать только из материалов, произведенных в России и Белоруссии, заявлял в начале октября бывший замдиректора Рособоронзаказа Александр Домбровский (немногим позже он был уволен из-за нарушений в декларации о доходах). «На это нас нацеливает постановление правительства, в котором устанавливаются дополнительные требования при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти», – рассказывал тогда Домбровский.
Подключались к процессу и депутаты — в закон о «Гособоронзаказе», скажем, были внесены поправки, согласно которым «головным исполнителем гособоронзаказа может быть только российское юрлицо, обладающее на территории России производством и людскими ресурсами».
Есть, правда, нюанс. Как говорил «Ведомостям», бывший чиновник Минобороны, «запретить импорт можно, но он все равно будет, поскольку в России не производятся в должном количестве и по приемлемым ценам необходимые материалы». Полного запрета теперь никто вводить не собирается, но поддержать отечественную легкую промышленность все-таки планируют.
Это, вполне вероятно, удержит некоторых производителей на плаву даже в условиях жесткой конкуренции, но станет ли их продукция от этого лучше, а бюджетные траты — разумнее? Далеко не факт. Пафосная рекламная компания «покупай российское» - дело, наверно, неплохое, но где же взять столько всего российского (да и много ли в нем собственного российского?).
Мысли у экономистов на этот счет разные — кто-то более-менее принимает необходимость или даже желательность протекционистских мер, кто-то выступает с более жестких позиций «свободного рынка». У политиков тоже раз на раз не приходится. Одно точно - в «Версаче» нашим силовикам теперь щеголять не придется, в лучшем случае им поможет Вячеслав Зайцев.