будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет правительство
Май 15, 2025
Хозяйство
Быков Антон

Силовой бюджет

Силовой бюджет
dam_800-600
Премьер-министр Дмитрий Медведев. Источник: Правительство РФ

Военные и силовики сохранят привилегированное положение для государственного бюджета. Кроме того, что правительство вынуждено латать дыру, выеденную кредитами предприятий ВПК, к 2019 году расходы на национальную безопасность вырастут с 1,943 триллиона до двух триллионов рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2017-2019 годы, оказавшейся в распоряжении РБК. Расходы включают и закрытую часть бюджета, которая в этом году выросла на 22,3%.

В общей сложности расходы на «Национальную безопасность и правоохранительную деятельность» вырастут на 63 миллиарда рублей. На 2016 год бюджетные ассигнования запланированы в объеме 1,943 триллиона рублей с последующим увеличением до 1,967 трлн — в 2017 году, до 1,994 — в 2018 году и до 2,006 — в 2019 году. Этот раздел федерального бюджета состоит из 14 подразделов, среди которых органы прокуратуры и следствия (Генпрокуратура и Следственный комитет), юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, наркополиции, внутренних войск, системы исполнения наказания, а также борьба с чрезвычайными происшествиями, миграционная политика, гражданская оборона и профильные научно-прикладные исследования.

Из-за ведомственных перестановок при формировании бюджета на 2017-2019 годы было произведено перераспределение ассигнований. В связи с появлением Росгвардии расходы по статье «внутренние войска» вырастут почти в два раза — с 114,6 млрд до 206,6 млрд рублей. Новая силовая структура перетянула на себя часть полномочий МВД, поэтому финансирование по разделу «органы внутренних дел» будет сокращаться с 683,4 млрд до 625 млрд рублей.

 
Владимир Путин и начальник Росгвардии Виктор Золотов / kremlin.ru

В разделе по расходу на органы по контролю за оборотом наркотиков после 2016 года стоят прочерки по причине ликвидации ФСКН как самостоятельного ведомства. По той же причине в проект вписано более чем десятикратное сокращение трат на «миграционную политику» — с 33,7 млрд до 285 млн рублей. Федеральная миграционная служба (ФМС) была слита с МВД. В ведомстве изданию подтвердили корректировку трат на нацбезопасность, отметив, что финансирование МВД из федерального бюджета сохранится практически на уровне 2015-2016 годов.

С 86 млрд до 94,8 млрд рублей вырастут расходы на прокуратуру и следствие. Это связано с вливанием военного следствия в систему Следственного комитета, объяснила РБК представитель ведомства. Сокращения расходов ожидают в системе исполнения наказаний: траты по этому подразделу снизятся с 196,3 млрд до 176,8 млрд. Сократят также расходы на «органы безопасности», в том числе на ФСБ, — с 306,4 млрд до 292 млрд руб.

С 81,2 млрд до 70,1 млрд рублей снизятся расходы по графе «защита населения от ЧС», но в то же время вырастут расходы на обеспечение пожарной безопасности со 109,9 млрд до 119,4 млрд рублей. Легкое снижение расходов вписано по подразделам «органы юстиции» и «органы пограничной службы».

В 2,5 раза вырастут расходы по графе «другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» — с 108,4 млрд до 237 млрд рублей. К этому подразделу относятся расходы, связанные с «руководством, управлением и оказанием поддержки в отношении такой деятельности, как разработка общей политики, планов, программ и бюджетов, а также с иными мероприятиями в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, не отнесенным к другим подразделам».

В действительности, за этим подразделом может быть скрыто все, что угодно, например, источники финансирования «помощи отдельным районам Донецкой и Луганской области», отмечает завлабораторией военной экономии Института экономической политики имени Гайдара Василий Зацепин. Подобные строки делают расходы бюджета еще более «непрозрачными», при том, что в нем и без того содержится объемная закрытая часть, отмечает эксперт.

Итого общие бюджетные ассигнования в 2016 году по всему разделу о нацбезопасности составляют 2,3% по отношению к объему ВВП, подсчитали в РБК. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета сейчас составляет 11,8% и к 2019 году увеличится до 12,6%. Это больше, чем совокупные расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт, СМИ и охрану окружающей среды.

Расходы на увеличение благосостояния приходится занижать также из-за резкого наращивания военных трат. В этом году ассигнования федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» достигли рекордных показателей за всю постсоветскую историю. Военные расходы рассчитаны в размере 3 трлн 889 млрд рублей, что составляет 23,87% федерального бюджета. Вместе с тем растет доля секретных расходов в бюджете, большая часть которых приходится на «Национальную оборону». По словам главы Минфина Антона Силуанова, секретные расходы растут из-за того, что правительство вынуждено погашать долги по кредитам предприятий военно-промышленного комплекса.

В интервью «Коммерсанту» Василий Зацепин объяснял, что для финансирования госпрограммы вооружений (ГПВ) до 2020 года правительство выбрало «инновационную» схему, сочетающую бюджетные ассигнования и банковские кредиты под государственные гарантии. При этом говорят, что идея подключить госбанки была пролоббирована самими банками, которые рассчитывали вложить деньги в оборонную промышленность под российские высокие проценты, чтобы затем перекредитоваться на Западе и получить прибыль. Но когда начались проблемы в экономике, чиновники поняли, что от такой схемы лучше было бы отказаться, а банкиры капитулировали после того, как на них в 2014 году были наложены санкции.

 
Парад Победы. Танк "Армата". / kremlin.ru

Сумма этих кредитов, по словам Зацепина, составляет 1,2 млрд рублей и государство должно выплатить банкам более половины, поскольку предприятия сами не справятся с такой нагрузкой. Однако в Минфине называют совсем другие цифры. По словам Силуанова, на погашение этих кредитов из бюджета планируется выделить около 800 млрд рублей. Чтобы бюджет мог справиться с такими тратами, приходится сокращать финансирование таких госпрограмм, как «Развитие транспортной системы», «Социальная поддержка граждан», программ социально-экономического развития регионов, а также за счет увеличения бюджетного дефицита, отмечает Зацепин.

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов в разговоре с РБК подчеркнул, что приоритетными для правительства являются выплаты в сторону внешней политики и силового блока, а также социальные выплаты для поддержания стабильности: «Все остальное оказывается в «пролете», хотя урезаемые строчки образования, здравоохранения и национальной экономики — области стратегические. Вложения в них не окупаются в текущем году, но всегда дают отдачу потом». 

Быков Антон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).