Высылку израильского военного атташе связывают со слишком активной лоббистской деятельностью по продвижению в России израильских беспилотников. Представители российского военно-промышленного комплекса давно обещают «догнать и перегнать Израиль». Без израильского лобби сделать это проще.
Между Россией и Израилем возник дипломатический скандал. 12 мая был задержан, а теперь выслан военный атташе израильского посольства с 2008 года, полковник Вадим Лейдерман. Он уроженец Молдавии, но эмигрировал в Израиль еще в 70-е годы.
Обвинили атташе в шпионаже. Вадим Лейдерман был задержан в Москве в связи с промышленным шпионажем, сообщило в четверг РИА «Новости» со ссылкой на источник в российских спецслужбах. По словам источника, Лейдерман «слишком активно» помогал деятельности некоторых компаний израильского ВПК на российском рынке, но названий этих компаний он не уточнил. Как сообщили в израильском военном ведомстве, власти провели «тщательную проверку произошедшего», по результатам которой было установлено, что «обвинения российской стороны в шпионаже не имеют под собой основания».
Задержание и высылка агента всегда становится событием первостепенной важности, но редко когда можно твердо уяснить является ли задержанный действительно сотрудником разведки или просто в отношениях стран наметилась некая напряженность.
В случае с высылкой британских шпионов из Британского совета казалось, что дело исключительно в российско-британских отношениях, которые были омрачены и растущим масштабом лондонской эмиграции, и убийством в столице Британии одного из бежавших из России — Александра Литвиненко. Британская пресса активно писала, что его устранение не обошлось без вмешательства российских спецслужб.
Однако в случае Лейдермана речь идет, скорее, о бизнесе. По сути, на российском военном рынке присутствует один вид израильских вооружений — беспилотные летательные аппараты. Производит их Israel Aerospace Industries.
Еще в 2009 году Минобороны закупило 12 израильских беспилотников — легкие переносные комплексы мини-БЛА Bird-Eye 400 (взлетная масса - 5 кг, радиус действия - 10 км), тактические I-View MK150 ( 160 кг и 100 км) и БЛА среднетяжелого класса Searcher Mk II (426 кг и 250 км). Реализована сделка ценой в 53 миллиона долларов была в рамках программы перевооружения российской армии. Нынешний министр Анатолий Сердюков с самого начала своей министерской карьеры выступал с лозунгом, что закупать вооружения надо там, где дешевле и лучше, а российский ВПК по ряду позиций армию не устраивает.
Партия беспилотников была пробной — в октябре 2010 года было объявлено о создании совместного производства беспилотников российским «Оборопромом» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии») и IAI. По данным израильтян, сумма контракта составляет порядка 400 млн долларов, рассчитан он на три года. По некоторым данным, условием для сделки был полный отказ России от поставок комплексов С-300 в Иран (сделка оценивалась в 800 млн долларов).
Также появлялись сообщения о том, что ФСБ приобретет несколько БПЛА израильского производства для охраны границы.
Если контракт и впрямь достался израильтянам с помощью Вадима Лейдермана, то уместно говорить скорее о лоббизме, чем о шпионаже. Под шпионажем Уголовный кодекс России понимает в том числе «передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности». А заказчиком израильских БПЛА все-таки является Министерство обороны — об ущербе внешней безопасности речь вряд ли идет.
У российских военных закупка израильских беспилотников вызывает двойственные чувства. «Мы должны покупать, безусловно. Но вместе с тем мы должны строить свой дом, свою безопасность. Смотреть, безусловно, что творится у соседей», - говорил в эфире «Эха Москвы» замначальника главного штаба Сухопутных войск по разведке Владимир Марусин.
«В ближайшие два-три года будет прорыв на отечественном рынке этой техники вне зависимости от позиции израильских компаний по этому вопросу», — говорил в сентябре 2010 года гендиректор концерна радиостроения «Вега» Владимир Верба. «Вега» - основной государственный разработчик и производитель БПЛА в России.По словам Владимира Вербы, Россия в принципе может отказаться от приобретения израильских беспилотников.
Как говорил экс-замминистра обороны и нынешний глава Роскосмоса Владимир Поповкин, Россия потратила более 5 млрд рублей на разработки отечественных беспилотников, но результаты не слишком удовлетворили Минобороны. Беспилотники не просто сильно отстали, но, по словам специалистов даже были хуже советских еще машин. Многие грешат на позицию как раз руководства «Веги» и отсутствия конкуренции на рынке.
В ноябре на встрече с участниками сбора командиров соединений Дмитрий Медведев поддержал российские беспилотники. «У нас были определенные проблемы с беспилотными летательными аппаратами, мы были вынуждены принять решение о закупке ряда иностранных образцов. В результате качество наших беспилотников существенно улучшилось, потому что наши производители боятся потерять этот рынок»,— заявил президент. Провал Лейдермана может также свидетельствовать и о победе российских лоббистов беспилотных аппаратов.