Буквально на этой неделе мир с удивлением и злорадством наблюдал разворачивающуюся трагедию инвестиционных компаний, которые решили выиграть на том, что Porsche, производитель дорогих автомобилей, приобретал Volkswagen, производителя не очень дорогих автомобилей. Но обо всем по порядку.
Porsche — очень прибыльный, но не очень большой автопроизводитель. На его заводах делается всего лишь порядка 100 тысяч машин в год. Надо сказать, что это очень хорошие автомобили, которые в своей нише пользуются заслуженной популярностью. И есть у этой компании одна мечта — добиться того, чтобы автомобили Porsche производились только на своих заводах и не приходилось закупать детали на стороне. Кризис дал хороший шанс: очень большой, но убыточный автопроизводитель Volkswagen оказался вполне доступен, цены на его акции сильно упали. Одна проблема: чтобы одна компания была полностью подконтрольна другой, то есть стала ее «дочкой», необходимо купить 75% акций.
Помимо руководства Porsche, Volkswagen очень нравился руководству другой организации – правительству немецкой земли Нижняя Саксония, где расположены основные заводы VW. Чиновники рассуди, надо сказать справедливо, что товарищи из Porsche наплюют на социальную ответственность и начнут увеличивать производительность труда на заводе. Это чаще всего подразумевает массовые увольнения, а это чаще всего подразумевает проигрыш правящей партии на выборах (в нашем случае — Христианских демократов). У правительства Нижней Саксонии имелось в наличии 20% акций, чтобы спасть спокойно нужно было докупить 5%. Но правительство федеральной земли решило не спешить: во-первых, откуда у Porsche столько денег, во-вторых, кризис же.
Тем временем президент компании Porsche Венделин Видекинг и ее финансовый директор Хольгер Хертер не дремали. По данным газеты «Ведомости» Porsche договорилась с банками об открытии кредитной линии в 35 млрд евро и к весне 2007 года собрала 30,9% VW, потратив на скупку пакета лишь 5 млрд евро. Примерно с середины сентября 2008 года акции VW начали сильно расти, за месяц увеличив стоимость концерна в 2 раза. В начале октября Видекинг заявил, что скупить 75% акций нереально из-за кризиса. Сегодня уже очевидно, что несколько месяцев подряд Porsche скупал акции VW скрывая это от наблюдателей при помощи сторонних банков — покупателями были именно они, но акции приобретались в интересах именно Porsche. В итоге, знаменитому производителю спортивных машин удалось получить контроль над 74% концерна Volkswagen. Еще чуть более 20% имела Нижняя Саксония. На биржах осталось менее 6%.
Вот тут кроется самое интересное. Хедж-фонды, инвестиционные компании, которые зарабатывают деньги игрой на биржах, решили, что акции VW слишком выросли, их «справедливая цена» должна быть намного ниже и еще летом начали шортить. Операция короткой продажи или шорта (short, от английского короткий) заключается в том, напоминает блог «СуперИнвестор.ру», что игрок берет в долг акции компании и продаёт их на рынке. Через какое-то время он выкупает их на рынке и отдаёт кредитору. Операция чрезвычайно проста и понятна — игрок оказывается в выигрыше, если цена акции за это время упала.
В данном случае акций в свободном обращении практически не было, более того, их становилось все меньше. Но хедж-фонды об этом не догадывались и брали их в долг чтобы продать Porsche, который занимался тихой скупкой. Причем брали в долг у того же Porsche, который, также тайно, работал через нескольких посредников. К концу всей истории хедж-фонды оказались должны представителям Porsche более 12% акций, вдвое больше, чем осталось на рынке. Поняв, что дело пахнет керосином, некоторые фонды решили закрыть позиции. То есть выкупить акции VW на рынке, чтобы их отдать Porsche. Но на рынке акций просто не оказалось. Чтобы не пришлось объявлять дефолт, то есть чтобы не отказываться выплачивать долги Porsche, фондам пришлось скупать акции VW по любой цене. Porsche продавало фондам по огромной цене акции VW, чтобы те вернули их обратно Porsche. То есть руководство Porsche зарабатывало наличные деньги хедж-фондов на том, что перекладывала акции VW из одного кармана в другой. На короткое время VW стал самой дорогой компанией в мире, с рыночной капитализацией в $370,8 млрд. Все обычные лидеры рейтинга остались далеко позади. Теперь у Porsche на руках оказалось 74,1% акций Volkswagen и до 25 миллиардов реальных евро, часть которых пойдёт на докупку недостающего процента, а на остаток, например, можно будет купить «Норникель». Потери хедж-фондов по оценкам аналитиков могут составить до $30 млрд. Среди проигравших называют Goldman Sachs и Morgan Stanley.
Надо сказать, что эта история поучительна тем, что хедж-фонды решили заработать на том, что цены на акции отклонились от некоей иллюзорной планки — «справедливой цены». Блог Ruconomics пишет: «цена не бывает „справедливой“ или „обоснованной“, цена на рынке включает в себя все даже неизвестные умным математикам риски». Спекулянты наказаны не просто за неумение считать, а за неверную стратегию поведения. Но самое интересное, что, по данным FT, хедж-фонды обратились к немецким властям с просьбой наказать Porsche (да, не только отечественные компании думают решить проблемы со своей головой за счет государства). Вполне вероятно, что в Британии подобная система скупок и правда оказалось бы интересна для регуляторов, но в Германии законы более жестоки для проигравших, так что шансов у них оказывается немного.
Также очень интересно поведение правительства Нижней Саксонии: в результате всего этого действия они мало того, что потеряли или в скорости потеряют какой-либо контроль над VW, они вдобавок не догадались заработать хоть сколько-нибудь на такой благоприятной почве. Таким образом, земельный бюджет остался без приятного бонуса в десяток миллиардов евро.