"Роснефть" набрав долгов при приобретении “Юганскнефтегаза”, превысила допустимый по прежним контрактам уровень долга. Сама госкомпания оценивала свои обязательства, включая долги “Юганска”, примерно в $20 млрд (около $3 млрд до его покупки). Менеджеры двух банков — кредиторов “Роснефти” подтвердили, что она нарушила допустимый уровень долга по прежним контрактам и теперь просит банки их пересмотреть - сообщила газета "Ведомости".
“Мы оставляем эти просьбы без ответа, — говорит один из банкиров. — А если нам придется судиться по поручительствам "Юганска", то будем объявлять "Роснефти" кросс-дефолт по другим кредитам”. Другой банкир подтвердил возможность кросс-дефолта, но назвал ее маловероятной.
Представитель “Роснефти” заверил, что компания продолжает работать с кредиторами, но от комментариев отказались. Ранее представители компании признавались, что компания ведет переговоры об изменении условий прежних кредитов. Однако банки входившие в пул кредиторов "Роснефти", а среди них есть и те, кто кредитовал "ЮКОС" под гарантии "Юганска" (Citibank, Deutsche Bank, ING, Societe Generale, Commerzbank, Credit Lyonnais, HSBC).
Сама компания близкая квлиятельным лицам в администрации президента уверены, что дефолта не будет. Банки будут осторожными, ведь они хотят работать на российском рынке, считают представители "кремлевской крыши" "Роснефти", хотя эксперты западных инвестиционных компаний предполагают, что "Роснефть" переоценивает свою значимость для западных банков..
В этой связи вновь появляется гипотеза, что "топорная работа" “Роснефти” и ее руководителя зам. главы президентской администрации Игоря Сечина связана с тем, чтобы максимально затруднить сделку слияния с “Газпромом”. Вряд ли “Газпром” возьмет актив с непонятными долгами и это может затруднить сделку.
Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов признал, что с учетом предстоящего объединения концерн беспокоят отношения “Роснефти” с кредиторами. Будет ли монополия платить за “Роснефть”, если той объявят кросс-дефолт, зависит от того, как распределятся обязательства “Роснефти” в ходе сделки, добавил он.
Собственные долги "Газпрома" составляют около $20 млрд., таким образом в результате присоединения "Роснефти" вместе с поглощенной ею "Юганском" сумма обязательств концерна удвоится. Правда "Роснефть надеется получить под свой контроль другие активы "ЮКОСа" - их балансовая стоимость составляет около $12 млрд., а если экстраполировать операцию по поглощению "Юганска", госкомпании они могут достаться за $1,5 -2 млрд. Однако и они тоже обременены налоговыми претензиями и кредитными обязателствами прежних владельцев.
Эксперт "Брокеркредитсервис" Максим Шеин считает, что запас финансовой прочности у газзового концерна все равно есть. "У "Газпрома" слишком "толстая леска", и сколько ни бьется "Роснефть" концерн все равно выудит ее. Однако в дело может вступить и политический фактор - возросший политический авторитет куратора и главы "Роснефти" Игоря Сечина. Как отметила обозреватель "Эха Москвы" Юлия Латынина: "Роснефть" с "Юганском" - лакомый кусок, но он с зубами и когтями и вполне может разорвать изнутри того, кто его проглотит.