будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Скромные надежды на американскую экономику

Опубликованный 20 ноября квартальный прогноз ФРС США не оставляет никаких шансов оптимистам. Немного пересмотрев свой июльский прогноз, главный банк США (а заодно и всего мира) подтвердил то, о чем аналитики подозревали и без него: ни на какой экономический рост в Америке надеяться не приходиться. Причем, оставить надежды придется надолго, так как прогноз захватывает интервал вплоть до 2010 года. В соответствии с этим прогнозом, при крайне низких темпах роста ВВП (в районе 2,5% в год), безработица будет находиться на уровне 4,7% - 4,9% от экономически активного населения, а инфляция составит от 1,7% до 2,0% в год.

Прогноз ФРС выглядит «классически»: из-за низких темпов экономического роста безработица не будет сокращаться, или даже вырастет (во всяком случае, показатели текущего прогноза выше предыдущего), а из-за застойной безработицы и низких темпов производства инфляция окажется очень низкой.

Напомним, что по классической версии, темпы роста цен зависят, во-первых, от спроса. Если спрос низкий (а он таким и предполагается при 2-х процентном росте ВВП), то и ценам расти некуда. А во-вторых, темпы роста цен зависят от ставок заработных плат: чем выше ставки, тем выше цены, и наоборот. Поскольку прогноз предполагает стабильную безработицу, то предложение на рынке труда явно будет опережать спрос, хотя ненамного, поэтому ни о каком повышении ставок заработных плат в ближайшие три года не может идти и речи. А тогда и ценам, особенно потребительским, расти будет некуда.

Из этого прогноза можно сделать несколько выводов. Во-первых, ФРС США, кажется, отказалась от использования разного рода инструментов стимулирования экономического роста, и решила пустить все на самотек. Или, как принято говорить, заменить государственное регулирование экономики регулированием свободного рынка и конкуренции. Тем более, что, как показывают недавние события на рынке ипотечного кредитования, это самое стимулирование до добра не доводит. Накачав банковскую систему США избыточной ликвидностью, Федеральный Резерв вольно или невольно подтолкнул ее к увеличению рискового кредитования конечных заемщиков, не имеющих ни надлежащего обеспечения, ни приличной кредитной истории. В результате на рынке ипотеки возник кризис. Банки уже списали $38 млрд. как потери от невозвратных кредитов, и готовятся списать еще $25 млрд. После чего ФРС снова вынуждена накачивать банковскую систему деньгами, но уже для того, чтобы спасти ее от неминуемого краха. То есть на стимулировании экономического роста поставлен крест, и экономика США будет теперь развиваться с опорой только на собственные ресурсы, если, конечно, они у нее есть.

Второй вывод состоит в том, что американские монетарные власти почему-то не очень боятся роста цен на нефть, хотя цены эти перешагнули все мыслимые и немыслимые пределы. Все-таки $100 за баррель нефти – это уже чересчур, и такую цену в течение длительного срока не сможет выдержать ни одна экономика мира, пусть даже такая богатая, как американская. Тем более ее не смогут выдержать другие страны – потребители нефти, и если такая цена нефти будет держаться дальше, рано или поздно мировая экономика рухнет в кризис. Но американские монетарные власти, повторяем, высоких цен на нефть не очень боятся, хотя высокая стоимость нефтяного сырья является одним из многочисленных тормозов экономического роста США.

С другой стороны, понятно, что стимулирование экономического роста в 2002-2006 годах, а потом спасение банковской системы от последствий этого роста в 2007 году и было одним из основных факторов роста мировых цен на нефть. Если бы не то огромное количество долларов, которое ФРС выпустила в обращение за эти несколько лет, то такого скачка нефтяных цен не произошло бы. Но что сделано, то сделано, и поэтому сейчас монетарным властям США видимо приходиться надеяться только на то, что ипотечно-банковский кризис пройдет сам собой. Банки проведут реструктуризацию, спишут «плохие» кредиты, уволят лишних служащих, не будут несколько лет платить дивиденды, а потом, глядишь, ситуация сама выправится, и новых денег от Федерального Резерва никто не потребует.

Иначе, и это уже третий вывод, рост цен на нефть превратиться в самоподдерживающийся процесс, так как за постоянно дорожающее черное золото американская экономика должна будет платить все большее и большее количество долларов, а это растущее количество долларов будет гнать нефтяные цены все дальше и дальше вверх. Для доллара спираль «нефтяные цены – денежная эмиссия» может закончиться очень плохо, в том числе и тем, что доллары никто больше не захочет принимать в качестве средства обращения, и тогда экспансионистской денежной политике США придет конец.

Остается надеяться, что в руководстве ФРС есть умные люди, которые понимают, к чему может привести неограниченная денежная эмиссия, и что они найдут в себе силы остановиться, не доводя экономическую ситуацию у себя в стране и во всем мире до никому не нужных крайностей. Подкрепляет эти надежды то, что, как мы уже заметили, и прогноз экономического роста, и прогноз ВВП крайне умеренный, а значит, никакой обильной денежной эмиссии больше не планируется.

Обсудить статью

См. также другие тексты автора:

  • Чудеса американской статистики
  • Инфляция вместо дефолта
  • Глобальные качели мировой экономики
  • Транспортный выход из ипотечного кризиса
  • Американский баланс
  • Российское эхо американского кризиса
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).