Компания BP и «Роснефть» могут стать партнерами в проекте ТНК-ВР. По данным газеты «Ведомости», консорциум «Альфа»/Access/«Ренова» (ААР) может продать «Роснефти» или государству свою долю в ТНК-ВР. Консорциум владеет 50-процентным пакетом акций «Роснефти». Его совладельцы, в свою очередь, это бизнесмены Герман Хан, Виктор Вексельберг, Михаил Фридман Леонард Блаватник и их партнеры.
Схема возможной сделки между ВР и «Роснефтью» пока не определена. Источники «Ведомостей» предположили, что между компаниями произойдет обмен бумаг ТНК-ВР на акции «Роснефти» полностью или с доплатой, а акции госкомпании будут взяты из пакета «Роснефтегаза» (владеет 75,16% «Роснефти»). «Роснефтегаз» вообще-то не является в прямом смысле слова компанией — это такой склад активов государства в нефтегазовой отрасли
«Интерфаксу» источник в руководстве ААR информацию опроверг. Он добавил, что сообщения о таких переговорах и намерении продать акции – «чистый блеф». Президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов также заявил, что «Роснефть» не ведет переговоры о покупке доли ААR в ТНК-BP или о приобретении всей компании.
История с продажей российскими акционерами доли в ТНК-ВР странная. В том смысле, что происходит что-то непрозрачное. Однако история есть.
Соображение первое: информация «Ведомостей» - предпродажная подготовка с целью повышения стоимости пакета. Фридман (он занимает пост исполнительного преседателя совета директоров компании) с партнерами сообщают газетчикам о готовящейся сделке, потому что на переговорах что-то идет не так. Однако ранее российские по происхождению капиталов акционеры ТНК-ВР дружно настаивали на том, что компанию продавать не намерены. Публично это несколько раз делал Виктор Вексельберг (ныне он возглавил проект «Сколково» и от оперативного управления компанией де-факто отошел).
Второе. Обида российских акционеров ТНК-ВР на транснациональных партнеров — факт реальности. ВР несколько лет блокировала инициативы российских партнеров по выходу на зарубежные рынки. И вдруг заключается сделка по обмену акциями между «Роснефтью» и материнской ВР. То есть — конфликт интересов, на который ссылались западные партнеры, теперь уже у себя дома наблюдается. Повод для судебного разбирательства налицо(Высокий суд Лондона уже отложил завершение всех сделок ВР и «Роснефти»), а буде перспектив не обнаружится, то имеется огромный стимул сделку не сорвать, так «очернить». В таких случаях команды корпоративных юристов и пиарщиков пользуются любым поводом для вброса достоверной и недостоверной информации.
Третье. Продавать ТНК-ВР в какой-то момент неизбежно придется. Хотя компания заявляет о стопроцентном возмещении запасов (на тонну добытой нефти тонна разведанных запасов) и о росте добычи невысокими темпами, многие месторождения компании довольно старые (особенно в Нижневартовске). А приобретение лицензий в России превращается в процесс политический, немыслимый к тому же — помимо ответственных Роснедр и Минприроды - без одобрения у куратора энергокомплекса Игоря Сечина. Обойти процесс этого согласования не может даже всесильный, как кажется, «Газпром». И приоритеты ясны — госкомпании плюс примкнувший изредка «Лукойл» получают все самое вкусное.
ТНК-ВР еще до Сечина потерпело сильное поражение от «Газпрома» в истории с Ковыктинским месторождением — лицензия ее дочерней компании была под угрозой. Компании договорились о продаже лицензии на Ковыкту «Газпрому», но случился кризис. Далее события развивались нелинейно, в прошлом году на Ковыкту претендовал уже «Роснефтегаз», на балансе которого государственный пакет «Роснефти». По последним сообщениям имущество обанкроченного оператора Ковыкты уйдет с аукциона 15 февраля. На торгах, понятное дело, будет некий победитель с громким корпоративным именем. Например, «Роснефть». Или, к слову, «Газпром». Этот аспект игры вокруг ТНК-ВР забывать тоже не стоит.
Самое, пожалуй интересное и непонятное, это то, что Фридман с партнерами пытаются сорвать сделку госкомпании, которую курирует лично вице-премьер Игорь Сечин. Налицо серьезное увеличение рисков, в том числе политических. Сделку публично одобрил премьер Путин — по логике ТНК-ВР громко комментировать сделку не стоило бы. Однако имеются десятки публикаций о судьбе иска в британских судах. Повышение ставок довольно сильное по российским меркам — пойти на открытый конфликт с Сечиным из нефтяников пока рисковал только Михаил Ходорковский.
Именно поэтому «Роснефти» сделка несомненно необходима. В первую очередь, для процесса легитимизации собственности, приобретенной после раздербанивания «Юкоса» (по уверению многих, этот процесс не обошелся без участия госкомпании и Игоря Сечина). Каковая легитимизация на Западе до сделки с ВР представлялась слабо возможной.
ВР поддерживает тренд мировых нефтегазвых корпораций на слияние с национальными компаниями. Иски ТНК-ВР им не к чему. Отсюда и еще одна версия происходящего — российским акционерам мягко намекают на неуместность претензий, рассказывая им о том, что они собираются компанию «продать».
Маленький исторический экскурс. В ходе переговоров по Ковыкте слухи о продаже российскими собственниками доли в ТНК-ВР появлялись примерно раз в месяц (как и угрозы минприроды лицензию аннулировать). Кто был их инициатором или это были самозарождающиеся слухи до сих пор неясно. Ясно, что «Продажа пакета акций ТНК-ВР» - это мифология, оперировать которой довольно приятно любой из воюющих сторон.