В правительстве уже появились идеи относительно того, куда вложить деньги компаний из «списка Белоусова». Министр транспорта Евгений Дитрих, как передает ТАСС, предложил подключить эти компании к развитию портовой инфраструктуры и дорог, ведущих к портам, в первую очередь — железных.
«Некоторые компании из этого списка работают сегодня в морских портах, перегружают те или иные грузы. Вижу возможность такой синергии, когда расширение пропускной способности железной дороги синхронизируется с развитием портовых мощностей, которые берет на себя бизнес», — заявил министр.
По словам Дитриха, для того чтобы сделать такие проекты привлекательными для компаний, можно использовать механизм концессии, когда в обмен на вложения в развитие государственной инфраструктуры инвестор получает возможность эксплуатировать тот или иной объект, собирая доход в свою пользу. «Можно предложить инвестору на основе договора о концессии вложить в эти объекты деньги и потом получить право их использовать на какой-то период времени», — предложил глава Минтранса.
Министр считает, что его идея может заинтересовать инвесторов и, благодаря этому, сократить объем государственных инвестиций. Высвободившиеся средства можно будет направить на какие-то другие проекты.
Напомним, в конце июля помощник президента Андрей Белоусов предложил Владимиру Путину изъять более 500 млрд рублей «сверхдоходов» у 14 компаний, которые работают в металлургической и химической отраслях. Среди компаний, вошедших в список, — НЛМК, Evraz, «Северсталь», «Норникель», ММК, «Металлоинвест», «Полюс Золото», АЛРОСА, «Уралкалий», «ФосАгро» и др. Белоусов считает, что прибыль, которая была заработана компаниями благодаря «внезапно» повысившимся ценам на их продукцию государство имеет право изъять и направить, например, на выполнение майского указа Владимира Путина. Президент поручил правительству проработать письмо своего помощника.
Бизнес, естественно, был не согласен с аргументами Андрея Белоусова. Но, что важнее, против выступили все ключевые министерства, в первую очередь — Министерство финансов, которому было поручено скоординировать позиции профильных ведомств. Правда, на этом история не закончилась.
В конце августа на площадке РСПП прошло совещание представителей правительства с руководителями и собственниками компаний из «списка Белоусова». На нем риторика изменилась: министр финансов Антон Силуанов заявил, что государство не собирается менять налоговую систему для изъятия «сверхдоходов», но, при этом, собравшиеся пришли к выводу о том, что крупные компании действительно должны иметь возможность вкладывать деньги в социальные проекты и развитие инфраструктуры. Причем, в теории, такие вложения должны быть доступны для кого угодно, даже для частных лиц — возможно, даже через выпуск правительством инфраструктурных облигаций.
Сейчас проблема только в том, как определить приоритетность проектов — чтобы они были интересны и бизнесу, и вписывались в исполнение «майского указа». «Это проекты государственной важности, которые будут реализованы на принципах государственно-частного партнерства. В основном в сфере транспортно-логистической инфраструктуры. Например, реализация проекта строительства высокоскоростных магистралей Москва — Казань и Екатеринбург — Челябинск», — говорил один из собеседников РБК. Теперь Минтранс говорит о куда менее глобальных проектах — развитие портов и подъездных путей к ним. С другой стороны, это может быть интереснее бизнесу, чем скоростная железная дорога, которая в российских условиях напрямую вряд ли окупиться в обозримой перспективе.