Относительная стабильность российской экономики обеспечивается только за счет резервов, но без принципиальных изменений к концу 2017 года они истощатся и у государства не останется денег даже для выплаты заработных плат в бюджетной сфере. Такое неожиданно жесткое для российского чиновника заявление сделала сегодня первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, экономика не будет расти высокими темпами до тех пор, пока в стране сохраняется внушительное расслоение общества по доходам.
Выступая на форуме «Территория смыслов» Нестеренко заявила, что сейчас российская экономика находится прямо в «центре шторма». «Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы», — сказала она. Одним из главных вызовов для современной России, считает Нестеренко, является бедность, поэтому политики должны действовать и создавать условия, чтобы «бедность искоренить как факт».
Согласно отчету НИУ ВШЭ, в июле число россиян негативно оценивающих свое материальное положение, составило 23%, что на 2% выше, чем в предыдущем месяце. 42% россиян жалуются на нехватку средств для покупки необходимой одежды и продуктов питания. В начале июля министр финансов Антон Силуанов сообщал, что в 2017 году дефицит федерального бюджета составит 3,2% ВВП. Резервный фонд, по прогнозам Минфина, будет исчерпан уже в следующем году.
Осторожной политики в надежде не ухудшить ситуацию придерживается Центробанк. Совет директоров ЦБР по итогам вчерашнего заседания сохранил на прежнем уровне в 10,5% размер ключевой ставки. Регулятор решил взять паузу в смягчении кредитно-денежной политики в связи с приостановкой снижения инфляционных ожиданий. Как отмечают в Центробанке, риски того, что уровень инфляции в 2017 году не удастся снизить до целевого уровня в 4%, сохраняются.
«Динамика инфляции и наметившееся оживление экономической активности в основном соответствуют базовому прогнозу Банка России. Однако снижение инфляционных ожиданий приостановилось. Принятое решение и дальнейшее сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики будет способствовать достижению цели по инфляции», — говорится в сообщении регулятора.
Решение ЦБ в целом совпало с ожиданиями рынка и экспертов. На конец июля инфляция в годовом выражении составляет 7,2%. Низкий спрос, в том числе в связи с падением доходов населения, — главная причина замедления роста цен. Другим обстоятельством, повлиявшим на решение ЦБ, является продолжающееся падение цен на нефть. Вчера в ходе торгов на бирже ICE стоимость нефти марки Brent впервые с апреля опустилась до 42 долларов за баррель.
«Ослабление валютного курса за последние недели существенно снизило давление на ЦБ в смысле необходимости поддерживать экономику процентной ставкой. Есть неопределенность по поводу бюджетной политики, нет конкретики по росту социальных доходов. С большой вероятностью в июне мы увидели разовое снижение процентной ставки, и теперь она останется на уровне 10,5% до конца этого года точно», — сказала «Коммерсанту» руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталья Орлова.
Генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев полагает, что поспешное снижение Центробанком ключевой ставки могло бы спровоцировать заметный отток спекулятивного капитала и новую волну долларизации активов, но не рост экономики.
«В этой непростой ситуации именно ключевая ставка сейчас является тем стержнем, который удерживает финансовые рынки, а вместе с ними и экономику в стабильном состоянии, несмотря на негативную динамику нефтяных цен, очередное снижение рубля к доллару, неопределенность бюджетной политики и инфляционных ожиданий. Значительная разница в процентах по рублевым инструментам и в ставках по иностранным валютам во многом компенсирует инвесторам текущие риски», — считает эксперт.
По его мнению, чтобы запустить экономический рост государство должно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций и формирования доступных кредитных и инвестиционных ресурсов из внутренних источников. Сохранение ключевой ставки, считает Лосев, призвано стимулировать сбережения, которые послужат источником инвестиционного кредита.