В новой версии доклада ВЭБа «Прогноз экономического развития России на 2018-2021 годы» больше нет тезиса о повышении пенсионного возраста. Об этом сообщили RNS в Институте исследований и экспертизы ВЭБа, который подготовил документ.
«Мы просчитываем различные варианты реализации пенсионной реформы. Однако все варианты начинают реализовываться не раньше 2020 года и не могут влиять на экономический прогноз в среднесрочном периоде. Поэтому мы скорректировали комментарий к нашему прогнозу до 2021 года, убрав упоминание об изменении пенсионного возраста», — сказали в Институте.
Напомним, 13 марта, менее чем за неделю до выборов президента, был опубликован доклад ВЭБа, в котором говорилось, что «с 2020 года ожидается старт пенсионной реформы, включающей в себя постепенное (по полгода) увеличение пенсионного возраста». На следующий же день документ был удален с сайта ВЭБа. Это объяснялось тем, что доклад отозван на доработку.
Повышение пенсионного возраста, безусловно — вопрос политический и очень чувствительный для россиян, так что поднимать его за неделю до выборов президента было и правда опасно.
Сейчас в России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55, этот порог остается неизменным с момента начала формирования советской пенсионной системы в 1930-х годах. При этом в реальности средний возраст выхода на пенсию намного ниже за счет большого количества «льготников», которые имеют право на досрочный выход на пенсию — это военные, сотрудники правоохранительных органов и работники опасных и тяжелых профессий, в том числе, например, учителя. Так, спасатель профессиональной аварийно-спасательной службы, не важно мужчина или женщина, может выйти на пенсию после 15 лет стажа на соответствующих видах работ. То есть если человек в 18 лет устроился в спасательную службу, то уже в 33 года он может выйти на пенсию.
Проблема в том, что в России много пенсионеров — а по существующей системе всех пенсионеров «кормят» ныне работающие граждане. Из-за старения населения ориентировочно к 2030 году число работников и пенсионеров сравняется, то есть в среднем каждый работник должен будет получать зарплату для себя и еще переводить отчисления в пенсионный фонд для одного неработающего.
Эту проблему можно было бы решить путем постепенного введения накопительной пенсионной системы, когда люди, работая, делают отчисления в пенсионный фонд не только для финансирования ныне живущих пенсионеров, но и для накопления собственного пенсионного капитала. Но в 2014 году государство отказалось от этой системы, начав конфисковывать накопительный компонент отчислений.
В результате сейчас фактически нет альтернативы повышению пенсионного возраста, иначе в какой-то момент большую часть расходов государства будет составлять выплата пенсий. Даже Владимир Путин, который ранее отказывался даже разговаривать на тему повышения пенсий, в декабре признал, что этот вопрос существует и его необходимо обсуждать.
Но кроме повышения пенсионного возраста необходимо все-таки вводить накопительную пенсию — потому что самостоятельно граждане на старость, как показывает практика, не откладывают, тем более, что история российского финансового рынка подсказывает, что вложения в него не отличаются надежностью.
Два года назад возникла идея введения в России квазидобровольной накопительной пенсионной системы, когда работники по умолчанию делают отчисления в пенсионный фонд, но если хотят, то могут от этого и отказаться. При этом, как предполагали в Минфине и ЦБ, деньги эти должны накапливаться только в негосударственных пенсионных фондах и, более того, участники системы сохранят на них право собственности и ограниченное право распоряжения. Правда, концепция реформы так и завязла в правительстве, и, судя по всему, весной 2017 года была отправлена «под сукно».
Есть надежда, что хотя бы после выборов чиновники перестанут боятся обсуждать глобальную пенсионную реформу — тем более, что времени для ее проведения не так уж и много.