Сразу полтора десятка менеджеров «Яндекса» в одночасье стали миллионерами, продав пакеты акций, которые получили в рамках опционной программы компании. Двое из них - главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская и руководитель департамента разработки Алексей Мазуров — и вовсе получили за акции более 10 миллионов долларов. В общем-то, частное дело и довольно скромная новость из мира бизнеса.
Опционные программы действуют в очень многих компаниях и давно (в том же «Яндексе» с 2007 года) — обычная практика. И если компания успешна и динамично развивается, вполне логично, что ее менеджеры становятся миллионерами. Такое своеобразное капиталистическое признание успеха труда. В сфере коммуникаций и прочих инноваций истории, когда голодранцы из гаража в кедах и джинсах становились мультимиллионерами, исчисляются десятками.
Почти любой успешный проект — в числе самых известных Microsoft, Facebook, Instagram – делал несколько менеджеров миллионерами. Про Instagram была вообще волшебная история успеха, когда молодая девушка маркетолог не смогла устроиться в известную компанию и, почти отчаявшись, устроилась в маленький стартап Instagram. Через пару месяцев ее небольшой опцион стоил 20 миллионов долларов.
В этом смысле «Яндекс» - это такой отечественный Microsoft или Facebook, и не стоит удивляться, что западные корпоративные практики и у нас приносят примерно те же дивиденды, что и у них.
Не стоит удивляться или даже опасаться и того (как это делали, например, авторы доклада «Рунет сегодня»), что компания зарегистрирована в Нидерландах. Бизнес у «Яндекса» уже наднационального уровня, а глобальные компании (и тем более IT-компании) регистрируются и сидят там, где для них найдутся лучшие условия и/или там, где акционерам будет понятнее.
Между прочим проект, который его основатель и основной акционер Аркадий Волож едва не продал в конце 90-х за 20, кажется, тысяч долларов, теперь приносит миллионы долларов его менеджерам и чистую прибыль в сотни миллионов долларов (почти 180 миллионов долларов в 2011 году). Буквально золото, добытое как бы из ничего — чем не «Фейсбук» и чем не Цукерберг с его командой.
Не так давно в радиоэфире, в дискуссии с американским коллегой, много лет работающим в Москве, всплыла тема: а чем «они» отличаются от «нас». И он как раз привел аргумент, что, мол, государство давит частную инициативу, коррупция, руки у предприимчивых людей опускаются, потому и нет в России «Фейсбука» и Цукерберга. Стало обидно за державу и срочно потребовался контраргумент. Контраргумент нашелся тут же. «А как же Волож?» - возмутился я.
Да, государство душит и давит частную инициативу, ставит безумное количество барьеров и в нем коррумпированы все, кто хоть как-то может коррумпироваться. Да, в списке самых престижных у молодежи профессий не значится инновационный и вообще свой бизнес, зато упоминаются чиновные должности и работа в крупных нефтегазовых компаниях и госбанках. Но еще у нас есть «Яндекс», а стало быть тот, кто захочет и у кого есть потенциал, сможет продраться через всякие неприятности российской действительности.
Стоит оговориться — во многом «Яндекс» остается нетипичным примером для российского крупного и среднего бизнеса. Россия все-таки была и остается страной с преимущественно сырьевым крупным бизнесом. К тому же почти все крупные состояния в России были приобретены в результате различных приватизационных процессов — то есть не совсем легитимно с точки зрения значительной части граждан. Примеров создания компании стоимостью в несколько миллиардов долларов без всяких сомнительных схем, с нуля и без участия распределении созданных ранее активов — такого, кажется, почти не бывало в России за последние два десятилетия.
Потому, наверно, и собственность нелегитимна и носит условный характер по мнению что простых граждан, что власти, что самих ее собственников. «Досталась просто так» - значит и прав на нее нет, и дело тут не в каком-то «менталитете», а в соображениях, основанных на здравом смысле. Не ты сделал — не твое.
Создателей «Яндекса» в этом упрекнуть сложнее — сами сделали, ничьих богатств не отбирали. Потому и предъявить им вроде бы нечего. По всей видимости, если у частной собственности в России и легитимных в глазах всех крупных состояний и есть будущее, то оно за условными «новыми Яндексами». Россия тогда вся станет «страной Яндексов», а не страной «ЮКОСов и Газпромов».