Судебные споры с миноритарными акционерами несут в себе существенные имиджевые риски, особенно в глазах иностранных инвесторов, что может негативно отразиться на капитализации «Газпрома», считает Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
«У газового гиганта более чем достаточно авторитета внутри страны, чтобы не бояться обвинений в том, что он без причины нарушает права миноритарных акционеров, но поскольку "Газпром" участвует в международных проектах, и его акции находятся в свободном обращении, у него могут быть серьезные имиджевые проблемы среди иностранных инвесторов и партнеров», — говорит юрист.
«Газпром» оказался в центре скандала после того, как в конце прошлой недели в ходе проведения общего годового собрания акционеров газовая монополия допустила ряд нарушений в отношении миноритариев, и те решили обратиться в суд для защиты своих прав. В частности, по словам акционера Леонида Пронина, «Газпром» умышленно не допускает миноритариев в зал собрания, препятствуя таким образом их участию в обсуждении вопросов повестки дня.
«Описанные акционером события однозначно указывают на нарушение ПАО "Газпром" им же утвержденного еще 30 июня 2016 года "Положения об общем собрании акционеров ПАО "Газпром". Это официальный документ, который непосредственно указывает, что участникам общего собрания акционеров обеспечивается равная возможность участвовать в обсуждении вопросов повестки дня в соответствии с регламентом, и о праве участника общего собрания акционеров письменно задавать вопросы любому докладчику на данном собрании», - говорит Трусов.
Обжаловать итоговый протокол общего собрания на основании нарушения «Положения», по мнению Трусова, одному миноритарию будет непросто, «так как суды универсально поддержат позицию, что акционер не располагает достаточным количеством акций, чтобы повлиять на существо оспариваемого решения, а значит данное нарушение "Газпрома" ни на что не повлияло». Однако если объединятся несколько миноритарных акционеров, в том числе крупные инвестиционные фонды, представители которых также не попали на собрание акционеров, тогда перспективы иска значительно повышаются, полагает юрист.