В случае с крупнейшей в России частной нефтяной компанией вопросы, связанные с освоением шельфа, поставками импортного оборудования и привлечением кредитов, «оказываются в ведении иностранных инвесторов, а возможно, американских властей», считает директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.
Из-за «чрезмерно жесткой финансовой политики либералов» почти весь крупный частный бизнес России вынужден привлекать «внешнее, преимущественно западное» финансирование, а посему находиться «в положении зависимости от западных кредиторов и почти полной информационной распахнутости перед ними», пишет эксперт в свежем номере «Независимой газеты».
«Должник, хочет он того или нет, начинает зависеть от кредитора, — отмечает Делягин. — Более того: он объективно, вне своего желания обязан развеять все подозрения кредитора или вопросы, остающиеся ему неясными, и потому вынужден предоставлять о себе максимально полную информацию. При этом западные кредиторы имеют потенциальную возможность превращать российские частные корпорации в своих агентов, действующих внутри российской экономики во вред ей, например, за обещание смягчения долгового бремени в сложной финансовой ситуации».
Ситуация «драматически усугубляется», когда права собственности на формально российские корпорации «оказываются выведены за пределы нашей страны, в частности в разнообразные офшорные юрисдикции», констатирует эксперт. «Компания, зарегистрированная вне России, пусть даже и извлекающая из нашей страны основную прибыль, просто в силу сугубо юридических обстоятельств в первую очередь зависит не от нашей страны, а от внешних воздействий», — добавляет он.
В качестве примера Михаил Делягин приводит компанию ЛУКОЙЛ, которая «формально является безупречно отечественной». «Однако на 63% ее акций выписаны так называемые американские депозитные расписки (ADR) — производные ценные бумаги, свидетельствующие о принадлежности соответствующей акции иностранному инвестору, — пишет эксперт. — Депозитарные расписки ЛУКОЙЛа торгуются в основном на Лондонской бирже, а также на биржах Германии и внебиржевом рынке США. На долю обыкновенных акций приходится лишь 37% акционерного капитала ЛУКОЙЛа. А ведь ЛУКОЙЛ обладает около 1% мировых доказанных запасов нефти и более 2% ее добычи, обеспечивает 16,4% российской добычи и 15,7% ее переработки».
Делягин поясняет, что инвесторы в ADR владеют своими акциями не напрямую, а через американские банки-эмитенты, и ADR свободно обращаются на рынке. «Однако акции ряда российских частных компаний (самая большая доля ADR именно у ЛУКОЙЛа) в значительной степени находятся под внешним контролем, и ни одна корпорация просто в силу своей природы не может не учитывать внешнего давления или его возможности, — отмечает доктор экономических наук. — Более того: хотя эмитенты не обязаны проводить голосование среди держателей ADR при проведении собраний акционеров, на практике все российские компании, желая улучшить отношение с инвесторами, проводят эту процедуру».
По мнению эксперта, Комиссия по ценным бумагам и биржам США «как минимум хорошо информирована о крупных сделках и ключевых корпоративных решениях компаний - держателей ADR», а фактически «они ничего не могут предпринять без соизволения американского регулятора и иностранных инвесторов». «То есть в случае с ЛУКОЙЛом, например, вопросы, связанные с освоением шельфа, поставками импортного оборудования и привлечением кредитов оказываются в ведении иностранных инвесторов, а возможно, американских властей (банки-депозитарии, кстати, могут отказать в выдаче депонированных акций, если подобная операция противоречит законодательству США), — пишет Делягин. — И когда ЛУКОЙЛу достаются участки с особо крупными запасами и перспективой выхода на шельф, это, думается, должно вызывать беспокойство у российских контролирующих органов, таких как Комиссия по иностранным инвестициям».
В заключение директор Института проблем глобализации призывает государство «в полной мере учитывать влиятельность иностранных акционеров в некоторых частных корпорациях и не рассматривать компании с доминированием иностранных интересов в качестве национальных».
«По крайней мере до тех пор, пока их внутрироссийские интересы не начнут очевидным образом доминировать над интересами, не связанными или даже прямо враждебными российским», — добавляет автор.