Контроль над группой компаний "Связной" перешел к "Онэксиму" Михаила Прохорова и пенсионному фонду "Благосостояние". Эти две структуры достигли договоренности с кредиторами и владельцами "Связного" о получении 90% акций группы.
Пока не раскрывается, в каких пропорциях "Онэксим" и НПФ "Благосостояние" участвуют в сделке. По информации "Коммерсанта", на текущий момент определено, что альянсу отходит сеть салонов связи "Связной" и магазины Enter. Будущее Связного банка пока туманно: слишком в плохом состоянии находятся его финансы. После официального объявления о дефолте группы из банка было выведено около 3,6 млрд рублей.
В группу "Связной", помимо сети одноименных магазинов, в которой насчитывается более трех тысяч точек, входит интернет-магазин Enter, сеть ювелирных салонов Pandora и Связной банк. По информации "Коммерсанта", "Онэксим" заключил альянс с НПФ "Благосостояние" именно для того, чтобы провести санацию Связного банка, переговоры об этом уже ведутся с Банком России.
Новые владельцы "Связного" надеются, что в результате сделки долговая нагрузка на группу будет существенно сокращена - вместе с активами к альянсу "Онэксима" и "Благосостояния" перешли также пассивы — требования к группе компаний "Связной" по займам Сбербанка, Промсвязьбанка и Московского кредитного банка.
Информация о критических проблемах в группе компаний "Связной" появилась на прошлой неделе. Тогда "Онэксим" направил контролирующему акционеру "Связного" Максиму Ноготкову уведомление о дефолте по кредиту, в качестве залога по которому использовался контрольный пакет акций кипрской Trellas Enterprises Ltd., холдинговой компании "Связного".
Чистый долг Trellas, по данным "Коммерсанта", превышает 560 млн долларов. Со ссылкой на свои источники "Интерфакс" сообщил, что компания Trellas не смогла расплатиться по долгу еще в феврале, с того времени шли переговоры между кредиторами и должником.
Максим Ноготков искал покупателя на свой главный актив по крайней мере с 2011 года.
В мае 2013 года сообщалось, что владелец "Связного" ведет переговоры с бизнесменом Леонидом Блаватником. Предполагалось, что он выделит 200 млн долларов на увеличение уставного капиатала Связного банка и 100 млн - на развитие новых проектов на уровне группы. Тогда, впрочем, договориться не удалось.
В конце 2013 года велись переговоры с группой "Онэксим" для объединения активов. В новую компанию должны были войти "Связной" и Связной банк со стороны Ноготкова, а также страховая компания "Согласие" и банк "Ренессанс кредит" со стороны "Онэксима". Сотовый бизнес "Связного" был оценен тогда в 600-800 млн долларов, но сделка так и не состоялась, группа Михаила Прохорова решила, что "Связной" слишком обременен долгами.
Долгов у "Связного" и его основателя и правда было много. В октябре 2013 года Forbes писал, что иностранные инвесторы оценили всю группу в 1,13 млрд долларов, но в эту оценку не были включены долги холдинговой компании, самого Ноготкова. С учетом всех этих дополнительных факторов вся группа год назад могла стоить около 10 млн долларов. Если же брать в расчет еще и новые тогда требования ЦБ по кредитованию физических лиц, стоимость группы и вовсе могла получиться отрицательной, примерно -50 млн долларов по подсчетам Forbes.
Летом 2014 года стало известно, что Ноготков собирается продать свой бизнес одному из крупнейших операторов сотовой связи. Встречи, якобы, прошли с представителями "ВымпелКома", "МегаФона" и МТС. Продавец оценивал стоимость всего бизнеса в 1,5 млрд долларов, причем с учетом долгов.
Переговоры с МТС практически завершились успехом, компания в середине сентября даже подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о покупке акций группы компаний "Связной".
Менее чем через месяц, 10 октября, ФАС сообщила о том, что не видит никаких препятствий для покупки МТС акций группы компаний "Связной". Но было уже поздно.
Вечером 16 сентября Владимир Евтушенков, владелец АФК "Система", которой, в свою очередь, принадлежит МТС, оказался под домашним арестом из-за конфликта вокруг нефтяной компании "Башнефть". В результате около 20 крупных сделок, которые готовили компании входящие в АФК "Система", оказались заморожены, в том числе и покупка "Связного".
В самой "Системе" заявили, что покупка "Связного" несет повышенные риски. Если МТС купит компанию Ноготвоква на фоне претензий к сделке АФК по покупке "Башнефти", правоохранительные органы могут посчитать это выводом активов из холдинга, что карается законом.
Именно заморозка сделки с МТС добила "Связной", без дополнительного финансирования компания могла выжить еще как максимум несколько недель.